Диалог

Константин Потапов: "Внутренних монстров нужно высмеивать"

Константин Потапов: "Внутренних монстров нужно высмеивать"

В челябинском кинотеатре "Знамя" состоялся единственный спектакль актера, фронтмена музыкального проекта Posternak Константина Потапова "Демоны". В авторской смелой постановке молодой театрал одним героем объединил семь новелл и заставил действие бурлить с помощью постоянной смены жанра (stand-up-монолог внезапно переходил в жёсткий вербатим, а современную драму сменял пластический этюд). Костя бил поварешкой по сковородке, размахивал красным зонтиком и то и дело пытался завязать непослушные шнурки, а зритель в это время напряженно следил за каждым словом, смеялся до слез и замирал от шокирующей правды, узнавая себя.   

После выступления мы заглянули к Константину в гримерку, где он паковал чемодан и аккуратно складывал свой нехитрый инвентарь. Мы напросились на короткое интервью, в котором 27-летний актер рассказал нам пару собственных замечаний о своих же демонах и кое в чем признался. 

Костя, вопрос может показаться бестактным, мол, кому какое дело, но все же ты приехал в Челябинск в Великий Пост с постановкой "Демоны"… Ты православный? 

— Нет. Недавно была история. Я делал очередную личную рассылку с приглашением прийти на спектакль в каком-то городе, вроде в Твери. А мне люди отвечают — нет, не пойдем: просто бы не пошли, а в Пост тем более не пойдем. Впрочем, если говорить про спектакль, то он все же не про семь грехов — там не все грехи совпадают с каноническими грехами, хотя аналогию многие, конечно, проводят. Постановка больше про внутренних монстров, про психологические состояния, разрушительные эмоции. И уж если говорить про финал, то он как бы делится на две части. Первая — финал ложный, где герой понимает, что гордыня — мать всех грехов. А вторая часть — и мне хотелось бы думать, что мы именно к этому приходим — буддистское понимание. Герой говорит о "никак". Такое состояние сначала очень сильно пугает, а потом становится для героя шансом переродиться и прийти к какой-то внутренней гармонии. 

М-да. Счастливого конца спектакля ждали многие — это было видно… Хотят у нас все-таки люди какого-то спасения героя от внутренних демонов. 

— Я специально не хотел этого давать. Финал "Демонов" вообще очень сложный, потому что мне не хотелось зрителю давать прямых ответов на вопросы типа "в чем смысл жизни", "в чем спасение". Я просто говорю слово "быть" и довольно сложно сделать это эмоционально, чтобы пришло нужное понимание.

Костя, в прошлом году с успехом в 19 российских городах — и в Челябинске в том числе — ты показывал спектакль INSOMNIA. В этом году привез новую постановку, но мало кто знает, что у тебя и театрального образования-то как такового нет. Оно, получается, и не нужно что ли в современном мире? Ставь моноспектакли, играй в них, делай гастроли…

— Да, в Самарском государственном университете я выучился на психолога, но решил стать актером. Это еще в университете случилось: уже тогда я стал писать стихи, выступать с ними на сцене, понял, что есть какие-то данные у меня, но для полного счастья их не хватает. Тогда я начал ходить к театральным педагогам и заниматься актерским мастерством. Но и сейчас я до сих пор понимаю, что многих вещей мне не хватает: сценического движения, например, речи. Прошлым летом у меня была сумасшедшая мечта пойти в московский "Театр.DOC" и устроиться туда актером. Но все оказалось не так просто, потому что и режиссеры и художественные руководители отнеслись довольно скептически к тому, что у меня нет школы. И это справедливо, безусловно. Школа нужна. 

А вот у тебя сегодня зрители много смеялись, хотя "Демоны" на комедию не походят, а наоборот представляются такой мрачной постановкой. Это что за прием такой? 

— Да, мрачными "Демоны" и задумывались, но внутренних монстров надо высмеивать и получилось в итоге то, что получилось. С этим не нужно перегибать — иногда я понимаю, что зритель чересчур много смеется. Но все же это своеобразная терапия. Я как психолог получается помогаю людям в какой-то мере. Не знаю, должно ли искусство быть таким, потому что я уж слишком терапевтичный делаю акцент. Следующий спектакль я буду делать не таким. "Демоны" построены на "узнавалове" — это термин стендаперов, когда зрителю понятна какая-то история, когда он видит себя в ней. Следующий спектакль будет о лидере государства. Но не нашего конкретно или какого-то еще, нет. Это будет собирательный образ. А постановка будет о человеке, который испытывает сильный соблазн властью. 

Ты — молодой театрал, который много и активно выступает в разных городах страны. Расскажи про свой райдер: в нем есть белые лилии в отдельной гримерке?

— (смеется) Нет, лилий нет. И райдера нет. Сплю где попало. В Челябинске остановился у организатора выступления — Артема Созыкина, и так практически всегда. Иногда бывает ночую в хостелах. Все очень спартански, дешево и сердито. В этом туре, например, всего несколько самолетных перелетов, а в основном это плацкартные вагоны в поездах, где я встречаю каких-то людей, мы с ними беседуем, какие-то вписки, очень мало сна.  Туры выматывают. 

В таком случае последний вопрос — традиционный. Расскажи о своей самой свежей хорошей новости. 

— Я стал подхватывать ваш уральский акцент — это когда в каждой фразе не уверен и как будто спрашиваешь что-то все время, когда конец каждого слова как бы вверх тянется. Говорок у вас, конечно, очень мощный, заметный. А еще первый короткометражный фильм моей девушки Саши взяли на "Святую Анну" — это фестиваль короткометражного кино. И, по-моему, у нас есть подозрение, что главный организатор обсуждал с каким-то другим режиссером фильмы и там был намек на то, что обсуждалась ее лента. Мы этому очень обрадовались и ждем очень, что его покажут, и мы что-то там займем. 

Похожие новости:

Читайте также: