Диалог

Наталья Денисова: "Пока мы готовили эту книгу, мы стали настоящими антикварами"

Наталья Денисова: "Пока мы готовили эту книгу, мы стали настоящими антикварами"

Эта массивная книга в красной обложке — настоящая летопись жизни Челябинской области в годы Великой Отечественной Войны. Чтобы собрать такой богатый материал ее составители перелопатили ворох архивных документов, пообщались с целой армией краеведов, историков и музейных работников, заглянули в секретные папки и, конечно, записали воспоминания ветеранов. Мы встретились с руководителем проекта, автором-составителем Натальей Денисовой и она рассказала нам о подробностях создания книги и поделилась историями, о которых вы, наверняка, ничего не знали. 

— Наталья Анатольевна, сколько времени заняла эта колоссальная работа?

— Летом 2014 года мы взялись за нее, и в конце октября уже этого 2015 года книга вышла из типографии.

Начальник управления специальных проектов администрации губернатора Челябинской области Наталья Денисова

— Довольно быстро для такого объема, много у вас было помощников?

— Просто бесчисленное количество человек принимало участие. Это и наше управление специальных проектов, это и специалисты объединенного государственного архива, это и коллективы музеев, причем, как крупных, таких как, например, областной краеведческий, так и маленьких районных музеев. Принимали участие и простые жители Челябинской области. 

— А что больше всего запомнилось, какая самая необычная деятельность была развернута в процессе работы над книгой?

— Самое необычное, это то, что пока мы готовили эту книгу, мы стали настоящими антикварами. Многие предметы приходилось покупать, ведь некоторые артефакты, которые имели отношение к Челябинской области, можно было найти только в Санкт-Петербурге и в других городах России.

— На презентации вы упомянули, что книга является очень личной? Если не секрет, почему она стала личной для вас?

— Здесь есть фотография Антонины и Степана Мальцевых — это свадебная фотография моих бабушки и дедушки. Они поженились за месяц до победы. Бабушка была санитаркой, а дедушка воевал на фронте, строил во время блокады Ленинграда дублирующую железную дорогу. Они встретились, полюбили друг друга и поженились. 

— Скажите, а были ли в процессе работы рассекречены какие-нибудь секретные документы?

— Доступ к "Особой папке" Челябинского обкома партии периода Великой Отечественной войны был открыт еще в начале 2000-х годов, но каждый год в ней находятся все новые факты и документы. Вот, у нас в книге есть сканы этих документов: как эвакуировали наркоматы, как снабжались заводы, как строились предприятия. Обратите внимание, подписи красным карандашом — это подписи первого секретаря обкома партии, остальные руководители подписывают документы синим цветом. Например, вы знаете, что в Танкограде, кроме танкового производства работали хозяйства по выращиванию овощей для сотрудников завода? За этим очень следили на самом высоком уровне. Важно было, чтобы строители танков были сытыми.

— А кому стоит говорить спасибо? 

— Прежде всего, директору Танкограда Исааку Зальцману и первому секретарю Челябинского обкома Николаю Патоличеву. Во многом, благодаря легендарному Патоличеву Челябинск стал называться "Опорным краем державы". Кстати, известная история, что Патоличеву предлагали вырубить челябинский бор, чтобы развернуть там оборонные предприятия, даже был приказ Сталина вырубать деревья и строить там заводы. Так вот, Патоличеву удалось таким образом распределить нагрузку на существующие предприятия, что бор удалось все-таки сохранить. Мы можем сказать ему, в том числе, и за это большое спасибо. 

— За бор действительно спасибо. К слову, Патоличев даже в тяжелые военные годы сумел наладить культурную жизнь Челябинска.

— Да, это так. Сюда приезжали ведущие артисты, здесь показывали фильмы, играли духовые оркестры в парках. Культурный уровень жизни был очень высоким. 

Председатель совета ветеранов Челябинской области Сурков Анатолий Петрович

— И сознательность была высокая. 

— Это разумеется. Южноуральцы передавали посылки на фронт с вышитыми кисетами, шерстяными варежками и носками для бойцов, всевозможными подарками. Или взять знаменитый рапорт Сталину. В 1943 году наши земляки поставили для себя очень высокие цели, что они сделают для фронта. Спустя год южноуральцы решили отчитаться перед товарищем Сталиным о достигнутых результатах. Отдел партии разослал директиву заводам, чтобы они свои трудовые рекорды сфотографировали и описали в текстах и диаграммах. Задумывался этот рапорт в трех экземплярах. И тут мы столкнулись с настоящей детективной историей. Дело в том, что по документам заказали три обложки из кожи молодых ягнят, сделали три златоустовских гравюры, инкрустировали камнями. Считалось, что один рапорт отправили в Москву, один находится у нас в архиве. Потом выяснилось, что точно такой же рапорт хранится и в краеведческом музее Челябинска. Сейчас у нас задача найти третий рапорт, потому что в Москве его разыскать пока не удалось. 

— А как обстояли дела с продовольствием?

— Тяжело было, ведь люди жили в ритме: "Все для фронта, все для победы". Были даже рецепты "лимонада" из подкрашенной марганцовкой воды. В книге мы описываем, что Южный Урал отправил на фронт несколько колонн— посылок с продуктами. Люди слали солдатам овощи, крупы, мед. Потом даже выставки устраивали, что отправляют на фронт. Сергей Михалков — автор стихотворения "Пионерская посылка", когда приехал на Северо-Западный фронт, свое стихотворение немного переписал. Там появилась строчка: "Из Челябинска посылка неизвестному бойцу". 

— Кстати, о поэзии. В книге указано, что даже к знаменитым строкам: "Бьется в тесной печурке огонь" имеют отношение южноуральцы. 

— Действительно, был такой военный корреспондент Алексей Сурков, который поехал на фронт, где воевал наш южноуралец, он сегодня присутствовал на презентации книги — Александр Семенович Шлыков. Так вот, Сурков и Шлыков находились в одной землянке, когда Сурков писал письмо своей жене Софье. И рассказывая о солдатском быте, написал: "Бьется в тесной печурке огонь". Кстати, Александр Семенович Шлыков — участник двух парадов победы, знаменитый челябинский хирург. По большому счету его можно считать одним из основателей системы здравоохранения в Челябинске.

— Наталья Анатольевна, а отражена ли в книге ситуация с огромным количеством людей, которые в Челябинск переехали во время войны?

— Конечно, ведь сюда эвакуировали пять наркоматов. Это Наркомат танковой промышленности, Наркомат среднего машиностроения, Наркомат строительства, Наркомат электростанций и Наркомат боеприпасов. В этом году на здании, куда был эвакуирован наркомат боеприпасов, в рамках губернаторской программы мы установили мемориальную доску. Так же к нам был эвакуирован Малый театр. Артисты размещались в съемных квартирах, в гостиницах. Они были поставлены на отдельное довольствие. Так что, Южный Урал принимал эвакуированных с большим радушием. 

— Пожалуй, труд артистов был не менее важен, чем труд людей у станков.

— Конечно. Получилось так, что Малый театр приезжал в Челябинск на гастроли, а в итоге остался в эвакуации. Поэтому долгое время актеры играли без декораций. А еще, актеры создавали такие выездные бригады, которые выступали на линии фронта и у нас в госпиталях, где лечились бойцы.

— Наверное, работа нашлась не только для театралов, но и для представителей всех творческих профессий. 

— Действительно, например, автор образа Чебурашки — художник Леонид Шварцман работал на ЧТЗ маляром. Он рисовал портреты Кирова, которые висели над проходной завода.

— Такие удивительные подробности. 

— Их, поверьте, немало. Скажем, был в Челябинск эвакуирован Киевский медицинский институт. Их, на самом деле, было два. Эти вузы стали, как известно, основой для нашего медвуза. Так вот, на базе нынешней дорожной больницы в те годы была открыта платная поликлиника. И там принимала профессура, доктора из этих институтов. Все деньги, вырученные с приемов, отправляли в фонд обороны. 

— При создании книги вы много общались с живыми свидетелями тех событий?

— Общались постоянно, есть немало интересных воспоминаний. Дочь Зальцмана и его сын до сих пор вспоминают, как сюда приезжал Яхонтов — известный чтец того времени. Он просил Зальцмана построить танк на деньги, собранные с его выступлений. Танк в итоге построили. Тут стоит отметить, что любимым поэтом у Яхонтова был Владимир Маяковский. И Яхонтов подарил томики Маяковского экипажу построенного танка. Так вот, ребята с этими томиками дошли до Берлина. 

— Скажите, а истории в книге только о Челябинске?

— Разумеется, нет! Информация собрана по крупицам о регионе в целом. Допустим, был такой человек Иван Крушинский, который организовал шахматную школу в Магнитогорске. Потом он ушел на фронт и его, как раз за шахматной партией, убила пуля снайпера на передовой. Ученик Крушинского Иван Квашнин в память об учителе выпилил шахматы. У нас изначально об этой истории была только строчка из газеты. Но ребята ездили по музеям области и обнаружили эти самые фронтовые шахматы. Они хранятся в краеведческом музее Магнитогорска. 

— Скажите, в своей работе вы опирались только на архивы или приходилось идти на какие-то ухищрения в плане поиска информации?

— У нас была история о Даниле Панькове, который стал Героем труда в 19 лет и организовал бригады на заводе Колющенко. Мы нашли его фотографию совершенно случайно. Через социальные сети мы разыскали его внучку, которая с нами любезно поделилась снимками своего дедушки. 

— Наверное, ей самой было интересно узнать подробности из жизни своего деда. 

— Конечно, вообще, наша книга — это книга для внуков и правнуков. Она составлена по принципу сюжетности и мозаичности. Здесь есть и фотографии, и документы, и текст, и подписи к фотографиям, и интересные врезки. Поэтому, книга написана для школьников и студентов. И для ветеранов, разумеется. Они первыми ее оценили и прочитали. А вообще, каждый в книге может найти что-то свое: или историю своих родственников или историю близкую для семьи. Здесь есть рассказы про железнодорожников, врачей, спортсменов, металлургов, артистов. Нет на Южном Урале такой семьи, которой бы не коснулась война. 

Ветеран Александр Семенович Шлыков

— Каким образом можно будет приобрести книгу?

— Книги будут распространяться по библиотекам, учебным заведениям. 

— А как человек, условно говоря: "с улицы", сможет приобщиться и почитать издание?

— Такому человеку следует прийти в библиотеку и прочесть книгу там, в этом нет никаких проблем.

Первый заместитель губернатора Челябинской области Евгений Редин и краевед Евгений Клавдиенко. 

Похожие новости:

Читайте также: