Диалог

Швея-традиционалист Евгения Ядрышникова: «Девицу не оденешь, курицу не прокормишь»

Прослушать статью
Швея-традиционалист Евгения Ядрышникова: «Девицу не оденешь, курицу не прокормишь»

Евгения Ядрышникова увлекается фольклором со школьной скамьи. Когда ее одноклассницы пытались угнаться за трендами, Женя интересовалась одеждой, которая вышла из моды 150 лет назад. Сегодня такие наряды она шьет сама и консультирует фольклорные ансамбли Южного Урала. О Жене мы уже как-то упоминали, а сегодня решили пообщаться с ней подробнее. О том, почему фольклор не теряет актуальности и можно ли ходить в косоворотке на работу в офис, Евгения рассказала корреспонденту “Хороших новостей”. 

Твое увлечение, прямо скажем, необычное для современной девушки… Все началось с фольклора или сначала шила обычную одежду?  

На тот момент я уже увлекалась фольклором, шила. Потом влюбилась, нужно было сделать подарок – сшить рубашку. И пошло-поехало. С 2011-го по 2014-й годы я сшила около двухсот мужских рубашек, было много разных интересных заказов. В то время среди любителей фольклора гремела мода на белые рубашки с вышивкой «набором»,  на всех фестивалях молодые люди ходили, как клонированные. А сейчас, наоборот, все ходят в цветных.  

К слову, с недавних пор стало больше тематических мероприятий. Наверное поэтому, все чаще девушки из нашей среды шьют сами, но им нужно показывать, как шить, как сделать тот или иной шов, как пришить определенную деталь.  

То есть, шьешь, получается, только для фестивалей или такую одежду можно носить в быту?  

Для меня это уже просто одежда, я не разделяю традиционную и обычную. Если это крупный фестиваль, где нужно показывать свой уровень мастерства и знание традиции, то я буду ходить только в традиционной одежде. Но при этом и в повседневности я так хожу: если не в полном традиционном комплексе, то в его элементах в сочетании с современной одеждой. Мои знакомые ребята носят традиционные рубашки в офис на работу, на пары в университете, окружающие относятся к этому абсолютно нормально.   

Тогда, можно сказать, что фольклор это определённый образ жизни?

Не совсем. Полностью мы не можем скопировать то, как было раньше. Всё-таки мы немножко в это «играем». Мы не способны полностью погрузиться в ту среду, да и не надо, пожалуй. 

А если говорить о “той среде”. Расскажи, пожалуйста, о типичном парадно-выходном костюме для деревенского парня или девушки на Южном Урале 150 лет назад. 

Девушка: ботиночки, галоши или туфли, гольфы или чулки, нижние юбки (не меньше четырёх штук), сорочка, поверх этого — рубашка, сарафан, фартук, пояс. Либо городской комплекс: вместо сарафана и рубашки – юбка с кофтой. Дополнение: «пальтушка», несколько платков, кольца, броши, бусы. Как говорили: «Девицу не оденешь, курицу не прокормишь».

Парень наденет сапоги, ботинки или галоши с шерстяными носками, порты, рубашку, повяжет пояс. Дополнение: жилет, пиджак, картуз, поверх этого пальто, куча аксессуаров: вышитые платки, трость, часы. Чем старше человек, тем меньше деталей в его туалете: “выпендриваться” уже не перед кем. 

А что является источником для таких образов?

Это сложный вопрос. Воспроизведем идеальную ситуацию: шьём традиционный комплекс для конкретной деревни. Что самое главное на подготовительном этапе? Разумеется, максимальный сбор всей информации, которую можем найти в музеях, в справочниках, в книгах, в частных архивах.  Так же собираем все старые фотографии, костюмы и их  элементы, а также воспоминания местных жителей. Это важно, ведь даже манера завязывания пояса может отличаться в двух соседних деревнях. И когда мы собрали всю доступную информацию, тогда можем приступать к работе. 

пос. Краснинский Верхнеуральского района Челябинской области
пос. Краснинский Верхнеуральского района Челябинской области

Иногда мне заказывают максимально точные копии с этнографических предметов для  реконструкций или коллекций. Тогда важно учитывать всё, вплоть до оттенка ткани.

Другое дело – обычный фольклорный коллектив, который не занимается традицией одной конкретной деревни, например, наш ансамбль «Мурава». Мы поем песни степной зоны Челябинской области – южное пограничье, это Брединский, Варненский районы. И, соответственно, костюмы мы будем подбирать исходя из того, что носили в этих краях. Мы не будем шить костюмы горнозаводской зоны Челябинской области, и  тем более не будем шить костюмы других областей.

Фольклорный ансамбль “Мурава”
Фольклорный ансамбль “Мурава”

Кстати, границы ведь всегда условны. 150 лет назад Челябинской области и в помине не было. 

Всегда можно выставить границы. В наш регион переселяли людей из разных мест,  большая часть переселенцев приезжала из северных губерний империи, поэтому у нас, например, хорошо прижился северорусский тип женского костюма — с сарафанами (косоклинные, круглые и др.). А вот понёвы, украинские, белорусские комплексы практически не носились. 

Также можно выставить условные границы по материалу, из которого шили одежду. Наш регион был очень богатым, поэтому для костюма покупали фабричные материи, «товар». У нас практически не шили из домоткани (не использовали самодельные материалы), женщина хоть какой-нибудь простой ситчик, да наденет.

Какие главные отличия Челябинского традиционного костюма от костюма других областей России? 

Если смотреть на старые черно-белые фотографии, то можно увидеть максимально однотонные гладкокрашеные ткани. То есть, у нас на лицо — отсутствие тканей с рисунком, клеткой, отсутствие домоткани. Большое влияние на одежду оказал «городской стиль».

Усть-Катав, Челябинская область
Усть-Катав, Челябинская область

Возможно, поэтому наши коллективы очень выигрышно смотрятся на фестивалях, их видно издалека. В первую очередь из-за подобранных материалов: у нас носят однотонные сарафаны без рисунков, цвета выбирают яркие и сочные, но в целом костюм не выглядит аляповатым и безвкусным, потому что подбираются спокойные отделки, ткани сочетаются между собой.

В сравнении с другими регионами наши костюмы более строгие и спокойные во всем. У нас гораздо меньше вышивки: если у вологодских рубашек будет вышит весь рукав, то у нас только манжет. 

Интересно, что сейчас молодые девушки не завязывают платки впереди. Говорят, “Чего мы будем как бабушки?” А как правильно? 

Верно, большинство горожанок сейчас если и носят платки, то повязывают их как колхозницы: обматывают лоб, уши, завязывают сзади, щеки остаются открытыми. Ну, что сказать — дело вкуса. Впрочем фольклорные коллективы с которыми работаю буквально заставляю носить платки правильно, «хлыстом и мечом выжигаю». Многие начинают говорить, дескать, некрасиво смотрятся щеки. Но  ведь именно платком как раз и можно создать иллюзию высокого, узкого, благородного лица. 

Кто твои ученики? 

В основном шить и учиться этому приходят участники фольклорных коллективов. Иногда я устраиваю мастер-классы для обычных любителей шитья, которым интересно научиться чему-то новому. Но в основном это молодые коллективы, «своя тусовка»: народу много, работа идет комплексно. Сложность в том, что нужно создать цельный образ для ансамбля, который бы  не пересекался с образом другого ансамбля, чтобы  сохранялась традиция и индивидуальность каждого коллектива и каждого участника. 

Лекторий по традиционной одежде, март 2019
Лекторий по традиционной одежде, март 2019

У тебя есть проект «Доступные фото в традиции каждому». Расскажи про него?

Проект «Доступные фото в традиции каждому!» был создан случайно и в тоже время не случайно. Речь о нём шла давно, мы всё обдумывали: как сделать, как это будет выигрышнее смотреться, понятнее для окружающих. А потом - раз! – и сделали: буквально за два дня нашли людей, желающих сфотографироваться, подобрали для них образы и локации.

В рамках проекта мы снимаем людей в их обычном, повседневном виде, и в традиционной одежде.

Этот проект направлен на привлечение  внимания к Центру традиционной культуры Южного Урала и  на популяризацию традиционной культуры. Это не просто фотографии людей в костюмах, под фото мы добавили подробное описание каждого костюма. Так выходит, что принимают участие в проекте одни женщины, а мы очень хотим сфотографировать и парней, потому что мужской костюм очень интересен и достоин внимания. 

На Валентине костюм-образ: пестрядиный круглый сарафан, поликовая рубашка из сатина, передник - работа Евгении Ядрышниковой, топковый пояс (этнография), платок. Фотограф: Полина Бызова

Можно сказать, что Вы - стилист Челябинских фольклорных ансамблей. Что Вы чувствуете, когда видите свою работу? 

Огромную радость! Весной была пасхальная вечёрка, пришли «Горица», «Мурава». Девушки и парни  стоят в костюмах, и я думаю: «Ну, наконец-то есть на что смотреть, «глаза не болят». Как все цельно и прекрасно выглядят наши ребята». Когда мы выезжаем на фестивали, то наших видно, их отмечают и выделяют. И это очень приятно! Я всегда безумно горжусь девочками, когда они приходят и говорят, что научились чему-то новому. 

Читайте также: 10 осенних нарядов по-старорусски, которые не стыдно надеть в современном Челябинске

Похожие новости:

Читайте также: