Истории

Девочке, которая могла слышать только турбину самолета, челябинские врачи вернули слух

Девочке, которая могла слышать только турбину самолета, челябинские врачи вернули слух

В начале марта отмечается День охраны здоровья уха и слуха. По такому случаю в Центр реабилитации для детей с нарушением слуха при ЧОДКБ пришли в гости их бывшие пациенты — малыши, которым врачи подарили возможность слышать голоса родных, говорить и жить полной жизнью. "Хорошие новости" тоже заглянули на огонек и познакомились с ребятами, их родителями и врачами. 

Пятилетней Лизе Екемюк из Еманжелинска, которая еще ранее могла слышать только громкую барабанную дробь или турбину самолета, челябинские врачи вернули слух. Сейчас Лиза прекрасно говорит и слышит даже шепот с двухметрового расстояния, а ещё ходит в обычный детский сад: последние тесты показали, что девочка не отстает в развитии от своих сверстников. В это сложно поверить, зная, какой страшный диагноз поставили ребенку несколько лет назад. 

О том, что дочь не слышит, ее мама Марина заметила не сразу. 

— До года Лиза немного слышала, накопила небольшой словарный запас и понимала просьбы, выполняла их. Поэтому потерю слуха мы не сразу заметили. О том, что Лиза не откликается на свое имя, мы поняли, когда ей исполнилось полтора года, — рассказывает мама Марина Екемюк. 

Лиза Екемюк вместе с мамой Мариной 

Тогда женщина обратилась за помощью в областную детскую клиническую больницу к сурдологам. Ребенку сделали КСВП (так называется методика выявления проблем со слухом). Процедура показала, что у девочки четвертая степень тугоухости. Это значит, что ребенок может слышать лишь очень громкие звуки. О том, чтобы распознавать человеческий голос, даже речи не шло. Когда ставят подобный диагноз, родственников сразу предупреждают: обычный слуховой аппарат не поможет. 

Однако врачи предложили пойти другим путем, и малышки появился шанс. Чтобы Лиза смогла слышать, было решено ей установить кохлеарный имплантат. Устройство позволят передавать сигналы во внутреннее ухо через внешний речевой процессор, который находится на виске. Проведенные к внутреннему уху электроды стимулируют слуховой нерв, и импульс поступает в головной мозг, который распознает звук. Таким образом ребенок начинает слышать. 

Кохлеарный имплантат Лизы

Для установки кохлеарного имплантанта Лиза вместе с мамой поехали в клинику Санкт-Петербурга. Так как тугоухость Лизы распространяется на оба уха, после первой операции решили установить и второй имплантат. Правда, новую операцию проводили уже в Челябинске, ее стоимость на 70% оплатили из областного бюджета. 

Впрочем, установка имплантанта – лишь первый этап. Дальше мозг ребенка нужно научить им пользоваться. Лиза вместе с мамой стали посещать Центр реабилитации для детей с нарушением слуха при ЧОДКБ, где с ней занимались сурдологи, психологи, логопеды и дефектологи. Благодаря врачам и заботливой маме за два с половиной года девочка смогла догнать своих сверстников в развитии. Кстати, мама Марина ради дочки поступила учиться на педагога-дефектолога в Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 

— В первый год, когда речь ещё не появилась, но ребенок уже слышал, я сама отвечала за Лизу. Она же не знала, что ей нужно говорить? Например, спрошу её: "Будешь кушать?" - и тут же за неё отвечаю "Да, буду". Через месяц она стала откликаться на свое имя, а уже через год впервые сказала мне "Мама, я тебя люблю", — вспоминает мама Марина, закрывая глаза руками, чтобы спрятать слезы. 

Сергей Богданов 

Ещё один пациент Центра реабилитации для детей — пятилетний Сережа Богданов из Карабаша. Сережа потерял слух в результате осложнений после менингита, перенесенного в два года. Чтобы вновь откликаться на свое имя, в три года он пережил высокотехнологичную нейрохирургическую операцию по восстановлению слуха. Такую операцию проводили только 10 пациентам в России. Кохлеарную имплантация, которую сделали Лизе, Сереже провести было нельзя, как как у мальчика повреждено внутренне ухо и туда провести электрод невозможно. 

— Если Лизе электрод ввели во внутренне ухо, то Сереже их протянули в затылочную часть головного мозга, на дно четвертого желудочка. Это очень сложная операция, для её выполнения приглашали хирургов из Австрии, — рассказывает руководитель сурдологического центра ЧОДКБ Юлия Кадыкова. 

Сейчас Сережа прошел курс реабилитации. Он начинает произносить свои первые слова: "мама", "папа", "дай" и даже немного читает. Ребенок очень активный и контактный, открыто позирует журналистам и не боится людей. 

— После того, как нам подключили имплантат, он с удовольствием слушает. Например, идем по улице, дворник метет улицу с характерным звуком. Тогда Сережа прикладывает руку к уху и прислушивается — пытается найти источник звука. Я ему показываю, откуда звук, — объясняет мама Сережи Ксения. 

В отличие от Лизы, Сереже предстоит ещё долгий путь, чтобы научиться говорить. До пятого класса он будет обучаться в специальном миасской школе для детей с нарушением слуха. И только после этого мама решит, отправить Сережу в обычную общеобразовательную школу или нет. 

Отметим, что по данным пресс-службы Минздрава в Челябинской области сейчас проживают более 600 детей, у которых установлена инвалидность по слуху. В то же время под наблюдением врачей сурдологов-оториноларингологов находятся более двух тысяч детей с различными формами нарушения слуха. По словам врачей главный помощник в их работе — это время, ведь чем раньше родители, которые подозревают, что их дети плохо слышат, обратятся к специалистам, тем больше шансов, что лечение пройдет успешно.

Похожие новости:

Читайте также: