Спецпроект

Спецпроект “Молочная кухня” — пересохнет ли последняя молочная речка?

Спецпроект “Молочная кухня” — пересохнет ли последняя молочная речка?

У разнорабочего Саши из Карталов руки покрыты незамысловатыми татухами, взгляд чистый и добрый.

“Я сам здесь альтернативную службу прохожу, в армию не пошел по убеждениям. Работа довольно трудная, с раннего утра, в семь тридцать молоковоз приезжает. График шестидневка, платят зарплату. Ну и коллектив очень хороший!”. Сашино “здесь” длится уже год, а вообще молочная кухня строилась практически одновременно с микрорайоном, работает с 1989 года. В радиусе двухсот метров здесь еще и четыре детских сада — вот так строили квартал в СССР.  

Одна на всех

В Челябинске, согласно известному картографическому сервису, есть 14 театров, 44 храма, 8 площадок для картинга и 87 spa-салонов (сколько из них “мужских” сказать затрудняемся). И только одна молочная кухня, остальные — закрылись.

Молочная кухня Областной клинической больницы №3 в городе самая последняя, пережила чуть ли не попытки рейдерского захвата, страдает от хулиганов и… бесперебойно снабжает исключительно свежим молоком 450 семей Челябинска. 

— Я работаю с 1994 года, все на моих глазах происходит. А в 2004 году стоял вопрос, чтобы забрать нашу кухню под какой-то медицинский центр… или фитнес-центр… отжать? Да, можно так сказать. — Татьяна Александровна Серебрянникова, заведующая кухней, вспоминает самые трудные времена. — Наши родители, кто получал питание, узнали об этом, с письмом вышли на Юревича, а тот уже к губернатору Сумину. Сказали нам: не волнуйтесь, сделаем все, чтобы вас не закрыли.

Здание прижалось к самой обычной жилой панельке. Неудобно, запаркованные машины жильцов мешают утром проехать грузовику-молоковозу. Ступеньки “молочки” облюбовала сомнительная молодежь, которая вечерами принимает энергетики, покуривает и матерится (ваш покорный слуга много лет жил рядом с кухней и сам гонял с крыльца хулиганов не раз и не два). Недавно выбили стекло. Чтобы пубертаты не скучали и немножко бегали, сторожа периодически вызывают ЧОПовцев. А детям помладше здесь рады всегда, для них в ассортименте четыре продукта: молоко, кефир, творог и “Тонус” (что-то вроде белого йогурта). 

Молочная заводь

Стройные ряды мамочек, бабушек, отцов и дедов тянутся с раннего утра. Кому и что положено по договору закреплено в картотеке.

— Про магазинные продукты что можно сказать, ну не должны у молочных продуктов быть сроки хранения по две недели, по месяцу. Они вынуждены добавлять консерванты. У нас сроки — 48 часов. Нашу продукцию стоило бы вообще в день получения выпивать, — рассказывает Татьяна Серебрянникова. 

Раньше мамочки несли на кухню оптом банки из-под детского питания. Банки намывали, стерилизовали и расфасовывали в них продукцию. Больше стеклотару не принимают, недавно на кухню закупили оборудование, которое разливает вкуснятину по одноразовым стаканчикам и герметично запаивает. 

Производительность машины (по нашему подсчету) не менее 8 стаканчиков в минуту.

Роль человека сводится к своевременному заправке, включению, выключению машины и складированию готовой продукции по ящикам. “Остальное сделает техника”.

Похожее оборудование стоит в соседнем помещении и развешивает творог.

Туда, где непосредственно готовят продукты, посторонним нельзя входить ни в коем случае, так как повсеместно соблюдается абсолютная чистота. Даже для очистки и дезинфекции воздуха есть собственный гаджет… размером с холодильник.

Качество готовой продукции проверяется в лаборатории. За соблюдение технологии отвечает, собственно, технолог.  

В химической посуде разлиты образцы, к ним добавляют всяческие реактивы. Например, на жирность молоко тестируют серной кислотой. Молоко с кислотой разделяется на фракции, осадок взвешивается.

Огромный металлический контейнер с сейфовой дверью — это автоклав. В таких стерилизуют посуду с помощью пара.

Откуда дровишки?

Молоко закупается у проверенного предпринимателя в рамках государственного аукциона. Буренки все местные, из Челябинской области, а сырье поступает на кухню пастеризованное, высочайшего качества. К сожалению, присосаться к бюджету норовят и нечистые на руку поставщики. 

Татьяна Александровна пожаловалась, например, на одного отечественного производителя промышленных ванн. Само собой, должны быть эти ванны из нержавейки, а привезли по тендеру очень даже ржавые. Пришлось отправить претензию на завод, в ответ приехал какой-то “хлыщ” и посоветовал отмыть ванны кислотой и периодически повторять процедуру. “И так сойдет”! К счастью, в итоге рекламацию приняли и деньги вернули.

Вызывает интерес вот такой еще разрез: на крыше кухни торчит вышка сотовой связи. Людмила Михайловна (у нее аппетитная должность “диетическая медицинская сестра”) успокаивает: “На наши закваски косо посмотреть-то нельзя, не то что облучать, погибнут. А как вышку поставили, ничего в поведении микроорганизмов не изменилось, так что волноваться не о чем”. 

Производственных мощностей кухне хватает, а вот пунктов выдачи хотелось бы открыть хотя бы по одному в каждом районе. Сейчас эта инициатива “продвигается” у большого начальства, так что, глядишь, и не пересохнет речка (отвечаем на вопрос заголовка). А если вам прямо сейчас захотелось настоящей “молочки” и не лень каждое утро мотаться на северо-запад — можете преспокойно заключать договор на месяц и наслаждаться.

Просто в розницу, мимоходом пробегая, здешнюю продукцию купить нельзя. Ценовая политика, в принципе, понятная и разумная. Да и вообще, в городе-миллионнике, где воздух порой как кисель, как не отведать такой деликатес, ведь молоко “за вредность” сейчас не выдают.

За экскурсию сердечно благодарим пресс-службу ГБУЗ “ОКБ № 3” и коллектив молочной кухни.

Похожие новости:

Читайте также: