Топ

«Концентрироваться надо на поиске гармонии»: 10 рекомендаций для начинающих фотографов

Прослушать статью
«Концентрироваться надо на поиске гармонии»: 10 рекомендаций для начинающих фотографов

Как человеку, только начавшему осваивать искусство фотографии, научиться делать глубокие содержательные снимки и развить эстетическое видение? С этим вопросом «Хорошие новости» обратились к председателю Союза фотохудожников Санкт-Петербурга Александру Дымникову, чья выставка «Панорамы Санкт-Петербурга» открылась на днях в Историческом музее Южного Урала. Он дал десять советов для тех, кто делает первые шаги в творческой фотографии.

Определитесь с жанром

Человеку, желающему научиться фотографировать, советую в первую очередь определиться, каким конкретно направлением фотографии он хочет заняться. Подход будет совершенно разный, в зависимости от того, выберет он журналистскую, свадебную, научную, рекламную или художественную фотографию.

Фотография — искусство, а не способ заработка 

Посоветовал бы задуматься и о том, что фотография как профессия теряет актуальность, заработать на ней деньги на жизнь вряд ли получится. Профессии машинистки или пользователя ПК потеряли актуальность, теперь все умеют делать это сами. Сегодня, когда у каждого в руках смартфон, все стали фотографами и платить за это не видят смысла. Появился искусственный интеллект, в самое ближайшее время он заберет на себя всю рекламную фотографию, где можно было хорошо зарабатывать. Для съемки новостных сюжетов профессионал почти не нужен, так как они легко снимаются на телефон. Что остается профессиональным фотографам? Фотография перестает быть специальностью, и становится занятием для саморазвития, как, например, йога. Так что заниматься фотографией для заработка не советую. А искусство фотографии будет жить вечно. 

Научитесь видеть эстетическую ценность 

Чтобы заниматься фотографией как искусством, нужно научиться воспринимать эстетическую ценность. На мой взгляд, она бывает трех видов: гармония цветовых соотношений, гармония линий и тональных пятен (композиция), гармония ритмических соотношений. Любопытно, что первые два вида мы воспринимаем в правополушарном, творческом режиме работы мозга, а в восприятии гармонии ритмических соотношений участвует левое полушарие — это моя гипотеза. 

Можно ли научиться воспринимать гармонию?

Считаю, что да. Механизм ее считывания дан каждому от рождения, но не все могут им воспользоваться — приглушить логику настолько, чтобы позволить правополушарному мышлению воспринять эстетическую ценность. Отчаиваться не надо, научиться этому совершенно реально. Десять-пятнадцать лет назад я, физик по образованию, воспринимал эстетику с трудом. Фотолюбителем был всю жизнь, конечно, но осмысленно занимаюсь художественной фотографией с 2015 года. И если получилось у меня, абсолютного логика, значит, получится у каждого. Но необходимо пройти свой путь.

Научитесь входить в «творческий режим»

Нужно развить возможность включения правополушарного мышления. «Включить» его может помочь музыка. Андрей Тарковский писал, что, когда хочет создать что-то значимое для своих фильмов, то слушает музыку Баха. По-видимому, музыка — эффективный переключатель режима работы мозга. Думаю, есть и другие техники. Например, психолог рекомендует для развития творческого мышления хотя бы десять минут в день в течение месяца писать левой рукой. 

Думайте, что и как собираетесь снимать

Замысел будущей фотографии нужно придумать и тщательно разработать: сформулировать содержание проекта, определиться, какой техникой пользоваться, где снимать. Это делается логически. А когда вы уже прибыли на место, достали фотоаппарат и строите прямоугольник кадра, логику нужно отключить. 

О «ловле моментов»

Концентрироваться надо не на ловле момента, а на поиске гармонии, это главная цель в художественной фотографии. Если вы приходите именно за моментом и ждете его, значит, мозг работает в логическом режиме, гармонии не увидите. 

Нужно поступить наоборот — искать гармонию, тогда момент будет дан в награду за ваши труды. Будете трудиться — обязательно его поймаете. Момент я ловлю в процессе съемки как бы случайно.

Изучите основные инструменты фотографии

Фотография становится искусством, если использует элементы языка искусства фотографии (Андре Руйе, «Фотография»): ракурс, композицию, оптический рисунок объектива. Добавлю к этому набору: соотношение сторон кадра. Нужно понять, как пользоваться этими инструментами. К примеру, ракурс редко используют, а это мощнейший инструмент. Вертикальное кадрирование более динамично, чем горизонтальное, квадрат несет некое философское содержание, а форматы, которые раньше использовались при съемке на широкую пленку (7:6, 5:4, 4:3), аристократичны и удивительно гармоничны. Я сейчас занимаюсь панорамным форматом. Панорама позволяет передать в кадре движение в пространстве и во времени — возникает история. 

Разница вертикального и горизонтального форматов

Для горизонтального формата законы композиции работают. Для вертикального кадра с пропорциями 2,6:1 обычные законы композиции — правило двух третей, диагонали в кадре — не работают. Видимо, наше зрение устроено горизонтально и при столь вытянутом вертикальном формате мы считываем кадр иначе. Поэтому моя работа по созданию вертикальных панорам — творческий поиск. Я пытаюсь понять, какие бывают варианты компоновки кадра, чтобы он состоялся. 

Как понять, получился ли снимок художественным

Художественная фотография должна быть не просто фотофиксацией. Она должна содержать эстетическую ценность, которую создал автор. А еще она должна удивлять. Такая фотография, если она интересна, может войти в историю.

Фото: Надежда Тютикова

Об Александре Дымникове:

Родился в 1961 году в Петербурге. Член Союза Фотохудожников России с 2006 года, председатель Союза фотохудожников Санкт-Петербурга, секретарь Союза фотохудожников России.

Окончил физический факультет ЛГУ, до 1992 года занимался фундаментальными вопросами структуры стеклообразного состояния, опубликовал несколько работ. С 1992 по 2015 был директором агентства недвижимости по инвестиционным проектам.

Увлекался спортивным горным туризмом, совершил более 40 горных и горнолыжных походов. Принимал участие в ряде экспедиций с целью поиска следов технологий древних цивилизаций в Перу, Боливии, Египте, Сирии, Ливане, Иране, Турции, Греции и Израиле.

Автор более 20 персональных выставок. Фотографии Александра Дымникова хранятся в Русском музее, Государственном музейно-выставочном центре Росфото, Музее Истории Фотографии, Государственном музее «Царскосельская коллекция», галерее «Рахманинов дворик» и в квартирах интересных людей в разных странах. В феврале его персональная выставка откроется в музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге.

Познакомиться с работами Александра Дымникова разных лет можно на его сайте.

Похожие новости:

Читайте также: