Диалог

Адик Абдурахманов о первом в Челябинске симфоническом оркестре: «У нас точно такие же инструменты, как в Большом Театре»

Прослушать статью
Адик Абдурахманов о первом в Челябинске симфоническом оркестре: «У нас точно такие же инструменты, как в Большом Театре»

25 ноября в Челябинской Филармонии состоялась презентация первого в истории города симфонического оркестра. «Хорошие новости»  не могли пропустить, к тому же была возможность пообщаться с пианистом-виртуозом Денисом Мацуевым, худруком оркестра Адиком Абдурахмановым, а также министром культуры Челябинской области Алексеем Бетехтиным. Спикеры рассказали о том, как создавался оркестр, о его музыкантах и первых концертах. 

- Денис Леонидович, Вам приходится гастролировать в разных городах. Скажите, пожалуйста, как часто в России создаются симфонические оркестры? И какие из них самые успешные? 

Денис Мацуев: Знаете, в основных наших областных центрах есть симфонические оркестры, но Челябинск был обделён, непонятно почему. Я бы задал вопрос, почему даже в советское время не было симфонических оркестров – это очень странно. 

Адик Абдурахманов: Мы были настолько закрытым городом, что музыка до нас даже не доходила. Это единственное объяснение, - шутит Адик Аскарович. 

Мацуев продолжает: Среди наших регионов, безусловно, есть традиционные культурные точки, которые я прекрасно знаю и очень люблю с ними общаться и играть разные программы, например, свердловский и новосибирский симфонические оркестры. 

В Красноярске в советское время был такой первый секретарь – Феденков. Одним своим указом он создал и Институт Культуры, и Оперный театр, и филармонию, и симфонический оркестр в одночасье. Он вошёл в историю, как основоположник культурного кластера в Красноярске. И это, действительно, мощнейший сибирский культурный центр, который был создан этим человеком

В прошлом году в Москве основали уникальный коллектив – Российский национальный молодёжный симфонический оркестр. Я был соучастником первого концерта и приглашал их на свои фестивали, на следующий год поедем с ними в большое европейское турне. Уникальная молодёжь. И это замечательно для оркестра. Главное, видна страсть, видно, как музыканты хотят играть. Я уверен, что оркестр будет расширяться. Сейчас ещё мало симфонических оркестров – около 60. Со временем будет 80 или 100. 

Что нужно музыканту, чтобы он приехал в регион играть в оркестре? Конечно же, достойная зарплата, репертуары, возможность играть с замечательным солистом, гастролировать. Оркестр не должен быть стационарным в одном месте. Когда музыканты чувствуют, что они востребованы – это другая энергетика, другой посыл в звуке и энергии.

Большая проблема симфонических оркестров в регионах в условиях, зарплатах, отдельном договоре с губернатором, поддержке. Симфонический оркестр – это культурная визитная карточка региона, поэтому необходимо обеспечить достойную оплату труда, инструменты, программы и гастроли.

Алексей Валерьевич, симфонический оркестр появился именно в Челябинской филармонии, для города это большое событие. Тогда почему было решено, что первыми открытие сезона увидят не челябинцы, а жители Санкт – Петербурга? 

Алексей Бетехтин - Так совпало, что на презентации концерта у нас случился ежегодный Санкт-Петербургский международный культурный форум. Мы подумали, что нельзя упускать такую возможность. Около 1200 человек было там: музыканты, артисты со всей России и из других стран. Не воспользоваться этим было нельзя, поэтому мы решили сначала презентовать себя на мировом уровне, а теперь с этим же концертом мы в Челябинске. 

Сколько на сегодняшний день раскуплено билетов? 

Алексей Бетехтин: Все!

Поменяется ли отношение к музыкантам из-за того, что они теперь играют в симфоническом оркестре? Может, им надо будет говорить иначе, одеваться по-другому? 

Адик Абдурахманов: Если человек в хорошем виде играет в оркестре, то и сам музыкант – хороший. Есть много таких традиционных проблем, которые есть у всех оркестров. А что касается обеспечения музыкантов, их внешнего вида – я бы пошёл на всё, чтобы нас одеть, обуть, предоставить приличные инструменты. У нас точно такие же инструменты как в Большом Театре. Кстати, бывает, нам присылают инструмент из Голландии всемирно известной фирмы, а он оказывается фальшивым. Мы отсылаем его обратно. 

Музыканты сейчас ощущают свой новый статус?

Адик Абдурахманов: Конечно! Они выступают в Петербурге. Они понимают, что они нужны оркестру. Но с другой стороны, когда ты выступаешь, а зрителей полный зал: они кричат слова благодарности за концерт, за то, что музыканты играли для них. 

Вы говорили, что сложно было сыграться. В чём конкретно были сложности? 

Денис Мацуев: Объясню, вам, что такое оркестр. Это живой коллектив, одна большая семья. Это ни за пять, ни за десять репетиций не делается. Сейчас мы все готовимся на эмоциональном порыве. Начинается самый магический процесс, начинается химия между музыкантами. Они должны сориентироваться, суметь сыграться в этом зале, привыкнуть к акустике. Это их дом, они должны здесь обжиться. Это большой, серьёзный, трудный, но очень счастливый процесс. Я уверен, что в скором времени этот оркестр станет настоящим единым большим коллективом. 

Как идёт привлечение музыкантов из других регионов? 

Адик Абдурахманов: У нас был конкурс, куда были приглашены ведущие музыканты России. Они специально приезжали, чтобы прослушать и отобрать лучших. Были музыканты со всего мира: из Казахстана, Киргизии, с Украины; из близлежащих городов: Екатеринбурга, Москвы, Петербурга, со всей России. 

Сколько музыкантов вошло в Челябинский симфонический оркестр? 

— Летом мы набрали 53 исполнителя, а потом был дополнительный набор и сейчас в состав симфонического оркестра входит 62 человека плюс дирижер.

Адик Аскарович, почему вы не во фраке? 

— Я ещё успею переодеться. 
Что бы вы хотели исполнить вместе с симфоническим оркестром? 
Адик Абдурахманов: Чтобы обеспечить оркестру нормальный рост, нужно всю азбуку пройти, всю школу. Это то, с чего мы все начинали: с Моцарта, Бетховена, Баха. Симфонический оркестр должен через это пройти. Никуда от этого не деться – это школа, которую нужно пройти. 

То есть вы, образно говоря, сейчас учитесь в школе? 

— Да. 

А сколько времени это будет занимать? 

Адик Абдурахманов: Если вы учитесь играть Моцарта, то вы посвящаете ему всю вашу жизнь. Сколько это будет длиться зависит от разных затрат. Когда оркестр будет состоявшимся – нужны будут огромные затраты. И то это не сто процентов. Потому что соберёшь звёзд каких-нибудь, а они окажутся на последнем месте. 
Также музыканты должны долго вместе музицировать.

Что вы исполните сегодня? Какие композиции будут звучать на сцене челябинской филармонии? 

Адик Абдурахманов: 25 ноября мы сыграем первый концерт для фортепиано с оркестром и Первую симфонию Чайковского. 

Уже можно сказать, что у нового оркестра есть уже свой характер? Какое у него настроение? 

Адик Абдурахманов: Они все волнуются, это большая радость выступать вместе с таким солистом, как Денис Мацуев. Почему нет? Они ставят себе планку, к которой все тянутся. Музыканты понимают, что они тоже могут так играть. Это для них большой плюс и опыт. Мы в капелле выступали – и это большой опыт. Почему? Потому что мы никогда в таких залах не играли. Молодые музыканты тряслись. Но один раз прошёл, и, я уверен, что второй, третий концерт и дальше пойдут всё легче и легче. 

Похожие новости:

Читайте также: