Диалог

Ипполог Татьяна Кадочникова: «Вмешиваться в отношения всадника и его коня – то же самое, что лезть в отношения мужа и жены»

Ипполог Татьяна Кадочникова: «Вмешиваться в отношения всадника и его коня – то же самое, что лезть в отношения мужа и жены»

"Хорошие новости" встретились с директором и идейным вдохновителем старейшего в Челябинске конного клуба «Гармония». 

Лавры "друга человека" по праву принадлежат собакам, мы не собираемся это оспаривать. Но если собака — друг, то конь — это напарник, честный товарищ, компаньон, да и друг тоже. Не даром же столько песен и стихов сложили об этих красавцах и красавицах, романтизировали их и превознесли. О сотрудничестве лошади и человека, о том, что мы можем дать друг другу "Хорошие новости" поговорили известным челябинском иппологом (иппология — наука о лошадях) Татьяной Кадочниковой. 

Расскажите, как появилась идея конного клуба? 

– Я до последнего не собиралась работать с лошадьми. Все началось с протеста против Челябинска. Вы не подумайте: я наш город очень люблю, но меня угнетало его состояние – особенно на контрасте со столицами. 

То есть, протест был не против города, а против его тусклого вида? 

– Да. Изначально у меня была такая идея: оживить внешний вид города с помощью празднично украшенных карет, запряженных красивыми лошадьми. Я собиралась запустить их на улицы. Параллельно с этим у меня было еще несколько идей подобного плана, но я приступила к реализации только одной. Занялась лошадьми и поняла, что работа с лошадьми может выйти на более качественный уровень, чем просто украшение улиц. 

Как вы это поняли? 

– Вот знаете, я недавно наткнулась на хороший сайт о лошадях, называется «другой мир». И это правда! Конная реальность – это целый параллельный мир. Он более гуманный, более организованный, чем наш, человеческий. В нем царят свои законы, прекрасные, правильные. В процессе знакомства с лошадьми я узнавала все больше и больше этих законов – и они приводили меня в восторг. 

Например? 

– Например, табун всегда по-особенному относится к жерёбой лошади. Вот была лошадка неприметная, скромная, «серьенькая». Ее собратья ее обижали, не подпускали к кормушке, не уважали... А, когда лошадь беременеет, ситуация меняется: она становится королевой. К кормушке первая подходит, никто ее не трогает, место уступают… Бывает, что я сначала замечаю эти изменения в отношениях, а уже позже – физиологические изменения. 

Вспомните, как вы в первый раз в жизни сели на лошадь. Как это было? 

– А у меня было два «первых знакомства» с лошадью. Про все рассказать? 

Конечно! 

– Самый первый – в 12 лет, в летнем лагере. Меня посадили тогда на орловского жеребца – горячая лошадь, неуправляемая. Я бы осознанно на такого никогда в жизни не села! А тогда села. Это было очень ярко, экспрессивно, быстро – так что у меня тогда не осталось положительного впечатления. Вообще не сложилось никакого впечатления, не успела. А во второй «первый раз» я села на Закладку – это была первая лошадь, приобретенная нашим клубом. Спокойная, уравновешенная, с прекрасным темпераментом, с прекрасным ритмом, вот тогда я почувствовала, что это особенное животное. Чтобы это понять, нужно сначала наладить с ней ментальный контакт. Я, наверное, чокнутая на этой ментальности, да? Ну, как получилось. 

И детей, которых вы тренируете, делаете такими же чокнутыми? 

– Да это как-то само происходит. Родители в шоке: ребенок, которого было не оторвать от гаджета, встает в 6 утра и бежит будить маму со словами: «Мама, мама, скорее встаем, мне надо на пастбище лошадей к семи!». Кстати, очень здорово заниматься лошадьми с семьей. Потому что, когда в возрасте 12-14 лет у ребенка происходит социализация личности, общая любовь к лошадям продолжает объединять ребенка и родителей, он не отдаляется.

 

А мужа, семью вы тоже привлекли к конному спорту? 

– Муж очень меня поддерживал. Мое предприятие ведь далеко не сразу стало окупаемым – долгое время деньги, которые должны были уходить на семью, уходили на лошадей. Какое-то время я даже таксовала и покупала на заработанное овес. Со временем все финансово

устаканилось, но супруг мой не выдержал, сказал: «не готов я тебя делить с лошадьми». Я все понимаю: он, как любой мужчина, имеет право на выбор. Наверное, он видел меня иной. 

Хочется узнать о роли лошади как психотерапевта. Происходили ли волшебные преображения в людях при занятиях с лошадьми? 

–Я часто встречалась с ранеными женскими душами, которые по-настоящему излечивались в процессе общения с лошадью. Смотришь: приходит женщина поникшая, ничего ей не надо… через какое-то время расцветает, и мужчина рядом появляется, и жизнь складывается лучше! Были и женщины, которые пили: одну зависимость (от алкоголя) вытесняли другой (от лошадей). Получалось. Часто. 

А дети меняются? 

– Ой, это вообще потрясающе! Дети, они ведь все рождаются хорошими – это мы уже в процессе всяких социально-воспитательных экспериментов их портим. Они начинают закрываться, а лошади открывают их обратно. Дети становятся счастливыми, сияющими. 

У вас занимаются детки с ДЦП и подобными недугами? 

– Да, конечно. И, знаете, когда ребенок, больной ДЦП, едет на лошади – никакого недуга не заметно. Лошадь очень хорошо чувствует, когда на нее садится болеющий человек, и обращается с ним максимально нежно, и подстраивается под него, аккуратно его несет. А поедет какой-нибудь хулиган кататься, типа «я тут король, я тут главный», так из леса пешком вернется – конь его с себя скинет, да обратно не пустит. 

У детей получается достичь взаимопонимания с лошадьми? 

– Не всегда, конечно, но у нас много таких «понимающих» деток. Помню, одна девочка, Маша, писала мне сочинение, как Лавина – одна из наших лошадей, – сбросила её и сбежала. И вот, она в этом сочинении пишет: «Лавина бежала на свободе, такая красивая и счастливая, что все мое расстройство из-за того, что она меня сбросила, куда-то улетучилось». 

Еще мы учим, как определить, что лошадь не хочет заниматься, и что с этим делать. У нас у всех: у детей, у меня, у конюхов, всё время припасены кусочки сахара в карманах. Чтобы, если лошадь плохо идет на контакт, задобрить ее. Или показываем одно волшебное место у лошади – впадинка под подбородком. Там у нее пусто, поэтому она не может ее почесать. Поэтому, если почешешь ее там – всё, она твоя! Она этого момента всю жизнь ждала. 

А конфликты между лошадью и наездником часто случаются? 

– Случаются... У меня сейчас занимается одна девочка, спортсменка со своей собственной лошадью. С породистой и очень дорогой. Эта девочка не дает себе труда вступить в этот самый ментальный контакт с лошадью. Поэтому и все тренировки – провальные, лошадь – не довольна, работает меньше чем вполсилы. Мне очень жаль лошадь в этой ситуации: она несчастна. 

А вы можете как-то на это повлиять? 

– Это не моя лошадь. Вмешиваться в отношения всадника и его коня – то же самое, что лезть в отношения мужа и жены. Всё, что я могу тут сделать – давать лошади больше сахару, для поднятия настроения. 

Существует ли залог успеха, рецепт, чтобы конфликтов «всадник-лошадь» не случалось? 

– Мы должны относиться к лошади с большим уважением. Потому что мы – люди. Это не она к нам пришла за помощью, это мы пришли и заставляем ее работать. Нельзя не считаться с нутром лошади, с ее чувствами. 

Бывает, что у людей, успешных в социуме, не получается верховая езда. Потому что деньги лошади не важны. Ей неважно, какие у тебя часы, сколько у тебя предприятий во владении. Ей нужно, чтобы ты хотел искренне с ней взаимодействовать. Особенно наши русские породы – они такие открытые, как «иваны», рубаха-парни. Они все для тебя сделают, если почувствуют, что ты их любишь. В общении с лошадью нужно снять с себя шелуху, открыть лошади свое сердце. 

У лошадей есть свои странности? Изюминки? 

– Все лошади – большие оригиналы! Сейчас вот, например, прошла Кармен – наша самая старая лошадь, ей 28 лет. Она спортсменка. И когда даешь ей кусочек сахара, она никогда не съедает его сразу, как остальные. Она берет его за щеку и неторопливо рассасывает. Предполагаю, что в силу

опыта она понимает, что на тренировке ей нужно растянуть глюкозу на долгое время. Вот сколько бы кусочков сахара ни дали – столько она и положит за щеку. О, еще историю вспомнила, как табун от нас ускакал и вернулся. 

Рассказывайте! 

–Однажды зимой я повела табун гулять по лесу: шесть взрослых кобыл, один месячный жеребенок и молодой мерин Вернисаж. В тот период у нас была война с лыжниками – мол, мы топчем их лыжню. И происходит вот что: лыжники на снегоходе наезжают на наш табун. Облако снега, шум, и лошади взяли, да дунули непонятно куда! Я тогда, наверное, поседела. Позвонила девочкам в конюшни, сказала о катастрофе и побежала по лесу их искать. Толку мало – парк огромный, я медленная, лошади быстрые. Минут через 10 звонят из конюшни: вернулся Вернисаж с малявкой. Рассказали: малыш-жеребенок бежал впереди, а Вернисаж толкал его под попу, указывая дорогу. Остальные вернулись позже, своим ходом. Я была потрясена! То есть, Вернисаж благородно решил: мол, эти старые кобылы мне не интересны, а жеребенка нужно спасать. 

Есть у вас лошадь-любимица? 

– Знаете, всех люблю и всех стараюсь приласкать, но не всегда успеваю. Я позавчера перед уходом домой увидела сильный укор в глазах Лавины. Она очень ласковая лошадь, ей прямо необходимо сказать что-то хорошее, погладить, внимание ей уделить. Времени не хватило. И я ухожу домой, прощаюсь с ней – и вижу, как она расстроена, весь вечер потом кошки на душе скребли. 

В самом начале моего пути мне пришлось уехать на время во Владивосток, а конное хозяйство – в том числе Лавину – я оставила на попечение других девочек. И во Владивостоке мне несколько дней подряд снилось, как Лавина мне жалуется на что-то. Потом узнала, что у нее случился конфликт с одной из девчонок: ее Лавина укусила, а девочка начала ее вроде как воспитывать в агрессивной форме, бить ее, ругать… 

Вы за абсолютный гуманизм в отношении животного? 

– Определенно. Для меня лошадь – это существо духовное. Мы в нашем центре держим лошадей с ревматизмом. В любой стране это прямое показание для того, чтобы лошадь усыпить. Потому что такие лошади не приносят дохода, на них нельзя заниматься. А я не считаю себя Господом Богом, чтобы решать, кому и когда умирать. Мы содержим их, получается, себе в убыток, лечим. 

А расскажите, как вы клички лошадям придумываете? 

– Имя должно начинаться с той же самой буквы, что и кличка мамы и включать в себя слог или букву из клички папы. Дальше начинается мучение. Вот лошадь Закладка родила от Халхин-Гола. Вот думаем: Знахарь, Захар… все какие-то не такие клички. Думаем мы всегда всем коллективом. В итоге придумалось: Знай наших! Вот получилась у нас лошадь Знай наших. Еще есть у нас лошадь Фокс Прайд: fox – лис, pride – гордость: Гордый Лис. 

Вот я ни разу в жизни не садилась на лошадь, пальцем к ней не прикасалась. Что нужно мне для того, чтобы начать кататься? 

– Ничего особенного! Длинные штаны, в которых вы сможете закинуть ногу наверх, футоблка с длинным рукавом ради комфорта. На первое время подойдут кроссовки и обычные строительные белые перчатки. Ну, и деньги на занятия. А если вы хотите проникнуть без денег – приходите помогать на правах волонтера. Работы на конюшне всегда выше крыши, в любом конном центре. 

Похожие новости:

Читайте также: