Диалог

Сергей Лукьянов: "Люди так искренне меня благодарят, словно мы все вместе идем эту кругосветку"

Сергей Лукьянов: "Люди так искренне меня благодарят, словно мы все вместе идем эту кругосветку"

19 мая в столицу Южного Урала из Санкт-Петербурга пришел человек...пешком. 59-летний профессиональный легкоатлет Сергей Лукьянов задумал за два года в буквальном смысле обойти весь свет. Осилив только 2,5 тысячи километров из намеченных 32-х, ходок сделал двухдневный привал в Челябинске. "Хорошим новостям" он рассказал, зачем ему это нужно, почему он не хотел начинать кругосветку с похода по России, и как "на все про все" ему хватает обычной пенсии. 

— Сергей Павлович, перед приходом в Челябинск вы ночевали в поселке Тимирязевский, и в вашей официальной группе вам долго искали ночлег, но вроде бы, так и не нашли. Вам действительно пришлось ночевать в спальнике в лесу?

— Да, в спальнике, но не в лесу, а в спортзале. Как получилось: я туда пришел, смотрю мужик мне навстречу идет, он со мной сам заговорил, спрашивает, мол, ты спортсмен? Я говорю, да, спортсмен. Он мне, незнакомцу, сразу говорит: я спорт очень уважаю, в местной школе физкультуру преподаю, пошли ко мне в спортзал ночевать, все лучше, чем на улице. И я в школе, на матах в спальном мешке замечательно переночевал. 

На картинке изображен путь Сергея Лукьянова до Челябинска от места последней ночевки

— Вы говорите, что кругосветное путешествие пешком — мечта вашего детства. Почему осуществить ее вы решились только теперь? 

— Так раньше возможности не было. Я в СССР был невыездной. У меня брат сидел в тюрьме за тунеядство. Раньше ведь как было — месяц не работаешь, все, тунеядец — иди в тюрьму. И вот его на 10 месяцев посадили, а родственникам сразу запретили из страны выезжать. А потом я в 20 лет женился, у меня дети появились, а куда ты пойдешь на два года, когда у тебя дети? Кто их будет кормить? У меня трое детей: две дочери 36 и 35 лет и сын, ему сейчас 28 лет. И вот я их вырастил, женил, квартирами обеспечил, выдохнул и с легким сердцем пошел исполнять мечту. 

— В интернете вы с каждым днем становитесь все более популярным: за вашими передвижениями следят, с вашим изображением даже делают мотивирующие коллажи. Вы успеваете читать новости о себе?

— Нет, какие новости, вы что? Да у меня сейчас и интернета нет. Смартфон намок под дождем 9 мая и сломался, я пока пользуюсь обычным телефоном и бумажной картой, знаю куда идти и иду. Надо будет в Челябинске подыскать что-нибудь, чтобы быть на связи с моими кураторами и пользоваться GPS. Дело в том, что меня много людей поддерживает, но с ними связь держат кураторы — они в Санкт-Петербурге все отслеживают дистанционно. Появляются еще волонтеры во многих городах, куда я прихожу — в Челябинске вот Александр Колесников мне помог. Вообще, мне кажется, люди узнали о моей затее раньше, чем я вышел из Санкт-Петербурга 1 апреля. Стали писать слова поддержки, адреса, телефоны, как и чем могут помочь. 

— Сейчас вам еще больше внимания уделяют, а не пройдена и половина пути. Не устали? 

— Пока нет, не устал, хотя внимания и правда много. Особенно на трассе. В последнее время часто стали машины останавливаться и еще чаще — сигналить. Уже узнают меня. Иногда думаю: "да что ж они бибикают-то все время". Это хорошо, что поддерживают, но я стараюсь в пути лишний раз не останавливаться, тем более у дороги, где машины шумят, пыль летит. 

— Вы, Сергей Павлович, профессиональный спортсмен — мастер по спортивной ходьбе, и ваш ежедневный "променад" 50-60 километров в день. Но ведь вам уже не 17 лет, не думали сбавить темп? 

— Я на самом деле могу и больше проходить за день, но я же иду один со всеми своими вещами в рюкзаке, поэтому стараюсь не проходить лишнего. Темп выбран специально, из расчета пройти 32 000 километров за 2 года. Раньше Землю пешком обходили, но это было сделано за 11 лет. Мне надо бы побыстрее. И опять же, я стараюсь не перенапрягаться. Одно дело, когда рядом с тобой едет машина, тебя одевают, кормят и массируют. И совершенно другое дело, когда ты идешь один с рюкзаком, в котором минимальный набор того, что тебе нужно: одежда, спальник, фонарь, зубная щетка, спички.

— В Челябинске вас встречало много сторонников, журналистов, спортсменов, но, по сути, вопросы вам в каждом городе задают одни и те же. И все-таки, может быть есть какой-то вопрос, который вам был задан именно здесь и который особенно запомнился? 

— Когда я в Челябинск пришел, меня встречало много народу, и человек двадцать детей. Было так интересно, когда мальчик один лет восьми меня все расспрашивал, зачем я иду, куда потом пойду. Меня так-то все журналисты спрашивают в каждом городе "почему вы пошли"? Но вот спросил ребенок, и ему уже по шаблону не ответишь. И я давай ему рассказывать, что я с детства мечтал мир посмотреть, читал интересные книжки про путешествия, узнавал, как вокруг Земли ходили люди. И что вот стал я взрослым, и мечту решил осуществить. А мальчик слушал-слушал и в конце говорит "а можно я вам руку пожму", так это было приятно и трогательно. Пожал он мне руку, довольный такой был потом. 

— Не можем не спросить российского пенсионера о бюджете такой авантюры как поход вокруг света. Во сколько вам это обходится? 

— А я на пенсию и иду. Ну а что? Я же в пути ничего практически не трачу, только на еду и иногда на ночлег. Какого-то специального бюджета у меня нет. Мне вот на перелеты через океан понадобятся деньги уже за границей, но это все решаемо. Можно занять, можно перезанять, да и люди подключаются, хотят мне помочь как-то, присылают деньги на карточку, так что я уверен — проблем не возникнет. 

— Вы много путешествуете последние 10-15 лет, доводилось уже бывать на Урале?

— У меня жена первая была из Нижнего Тагила, вот там я бывал. А в Челябинске — нет. Так что это мой спортивный пеший дебют. Я много где в России не был, но теперь у меня есть такая возможность — все посмотреть. Вообще изначально я не хотел идти по России, мне показалось интереснее идти со Стамбула: стартовать там и там же финишировать, не задевая Россию вообще. Не идти по холоду российскому что ли. Тот маршрут по километражу был бы меньше примерно на 4 тысячи километров. Но там я попал бы сразу в Иран, потом в Ирак, потом в Афганистан и Пакистан. И вот из соображений безопасности я все же решил идти по России — хочу летом пройти ее как раз, чтобы в сентябре быть в Китае. 

На этой картинке вы можете увидеть, куда Сергей Павлович направился из Челябинска сегодня в 8:00.

— В начале нашего разговора вы рассказали об учителе физкультуры из поселка Тимирязевский. За две с половиной тысячи пройденных километров такие ситуации, должно быть, не редкость — встречи с отзывчивыми людьми? 

— Я теперь могу точно сказать: 90% людей, которых я встречаю — добрые и отзывчивые. Они радуются, поддерживают, встречают. А есть еще 10 % — они хитрые такие, хотят имя себе сделать что ли. Кто-то все норовит, как это говорят, пропиариться, а кто-то предлагает рекламу в виде нашивок на моей одежде разместить или на рюкзаке. Я отказываюсь, мне это не нравится. Встречи с людьми все же самое приятное в этом путешествии. Хорошие люди очень меня вдохновляют; глаза их, которые светятся, слова поддержки, которые они мне говорят. Я каждый день встречаю кого-то, и люди так искренне меня благодарят, так сильно мне радуются, будто я иду за каждого из них. Даже так: будто мы все вместе идем эту кругосветку.

Фотографии: Никита Тимаков.

Похожие новости:

Читайте также: