Диалог

Эльбрус Нигматуллин: "До 20 лет самой важной была победа в борьбе на деревенском сабантуе"

Эльбрус Нигматуллин: "До 20 лет самой важной была победа в борьбе на деревенском сабантуе"

На своем поясе челябинскому богатырю Эльбрусу Нигматуллину впору гравировать звезды за каждый новый рекорд: он двигал локомотивы, связки автобусов, фуры и даже многотонные  сухогрузы. Так, например, за 10 месяцев 2015 года этот непобедимый силач поставил мировой рекорд, отбуксировав грузопассажирский паром в Крыму, потом вернулся в Челябинск и отбуксировал автобус полный детей, сдвинул с места дом и задумал провести в столице Южного Урала интернациональный турнир силачей. Но это лишь некоторые детали спортивной карьеры стронгмена. 

В интервью "Хорошим новостям" Эльбрус Нигматуллин рассказал, как так получилось, что он не служил в армии, зачем ему приходилось два раза в месяц летать в Киев и что он считает своим самым главным неспортивным достижением.

Эльбрус, сколько не общались с башкирами, никогда не встречали Эльбрусов. Все больше: Салаваты, Ринаты, Дамиры. У вас довольно редкое имя, с его выбором связана какая-то семейная история?

— Эльбрусом меня назвал дедушка по материнской линии, хотя изначально хотели назвать другим именем. Именем Мавлитдин. Дело в том, что я из башкирской семьи, а башкиры, как известно, мусульмане.  Так вот, я родился в месяц рождения пророка Мухаммеда, он называется маулит. Зачастую мальчиков, родившихся у мусульман  в этот месяц, называли именами, которые оканчиваются на «дин»: Мухаметдин, Мавлитдин, Исламетдин. Дин — это "вера". Но последнее слово было за моим дедушкой, он являлся старейшиной рода  и возразить ему никто не мог. Когда дедушка, услышал, что меня хотят назвать Мавлитдином, то сказал — нет, он будет Эльбрусом. Я предполагаю, что дедушка  отдыхал на Кавказе, -60-е годы как ударник труда. И там он облетел на кукурузнике гору Эльбрус и чем-то эта гора ему очень понравилась.

И тем интереснее, что имя в какой-то степени определило вашу судьбу. Все-таки, Эльбрус — могучий горный массив. Кстати, вы с самого детства соответствовали этому имени?

— Вообще, деревенский быт в то время, в 70-е, 80-е годы, предполагал постоянные физические нагрузки. Например, родители меня брали в лес на заготовку дров. И скотину мы всегда держали, а за ней надо ухаживать – поить, кормить, заготавливать сено.  Все сами сажали, картошку, допустим. И этот труд формировал привычки, нельзя было быть слабым, труд тебя укреплял. Хотя, конечно, мне не всегда нравилось возиться на заднем дворе вместо того, чтобы с пацанами на улице играть. Родители говорили: "Пока сарай не очистишь — никуда не пойдешь". 

Однако не все деревенские ребята становились настолько крепкими, нужны ведь тренировки.

— Конечно, полноценные тренировки у меня начались в 13 лет, а через 7 лет, в 1994 году я уже был мастером спорта, чемпионом России по силовому шестиборью, и весил  118 килограммов. То есть, к середине 90-х я добился, чего хотел, ведь в 14-15 лет не ставил перед собой цели стать чемпионом  России, но я стремился хоть как-то на них походить. Первое желание было — стать чемпионом области, я его реализовал в 1993 году. А когда я стал мастером спорта, то мне казалось, что это такое грандиозное достижение, ведь сравнивая себя со своими одноклассниками, я видел, что они даже близко не подошли к моим результатам, что они никогда не были в тех городах, где я к тому времени успел побывать. Они были, конечно, в армии, служили в разных частях страны, но этим все ограничилось. 

Кстати, а вы служили в армии?

— Нет, не служил, но скажу честно — я очень хотел служить в армии. У меня обнаружили повышенное артериальное давление. Это и стало причиной того что меня не призвали служить. История, на самом деле, очень интересная. Дело  в том, что я и заниматься спортом начал для того, чтобы служить в армии, очень хотел стать  десантником. Я был настолько подавлен, что это сложно передать словами. Это был настоящий стресс, мне казалось, что жизнь перечеркнута, ведь в той среде, где я жил, служба в армии была почетна и уважаема. Но я недолго негодовал и через некоторое время рьяно взялся за тренировки.

Удивительная история, наверное, это стало стимулом еще активнее заниматься спортом?

— Да, мне хотелось доказать себе и окружающим, что пока мои сверстники служат в армии, я не терял даром времени. В итоге, в 19 лет стал чемпионом России и выполнил норматив мастера спорта.

А какая победа была все-таки самая важная? 

— Тут стоит делить, скорее по периодам, ведь все победы важные и без одной не было бы другой. Если по десятилетиям считать, то до 20 лет самой важной победой была победа в борьбе на деревенском сабантуе. Тогда в 16 лет смог побороть взрослых мужчин. Таким образом я доказал себе что несмотря на возраст я в состоянии побеждать взрослых мужчин.  Оказалось, что это возможно. Ну а в следующем периоде, то есть,  20-30 лет, знаковой считаю победу на турнире силачей. Мне тогда было 27.

Интересное название турнира, это было в Челябинске?

— Да, я гулял по городу и увидел объявление: "На Алом Поле состоится всероссийский турнир силачей. Состоится отборочный этап, приглашаются все желающие". Я задумался – а что такое силачи? Есть, например, пауэрлифтинг, армспорт, борьба, а кто такие силачи? Они у меня ассоциировались с цирковыми силачами столетней давности. В общем пришел. Смотрю, а там какие-то смешные упражнения. Например, нужно было гири подержать на вытянутых руках, я подержал дольше чем большинство и прошел в следующий тур. Потом начались основные  состязания: нужно было загрузить мешки, упражнение тяни толкай ,тяга каната ногами и прочие необычные  дисциплины. Я всех победил и получил  главный приз, а также путевку в финал – в Москву на ВДНХ. Там было почти то же самое, только добавилось несколько новых упражнений. В общем, победил я и  на этих соревнованиях.  Тогда мне в качестве приза подарили машину. Признаться честно, сразу вообще обалдел. Не мог поверить, что получаю такой ценный приз.  Ведь раньше ничего кроме медалей и грамот не получал. Эта победа открыла во мне еще одну сторону моих атлетических способностей и еще больше вселила  меня уверенность в выбранном пути.

То есть, с этого момента и началась ваша профессиональная карьера в качестве стронгмена? 

— Да, я заинтересовался, начал изучать материал: а что у нас, а что там заграницей? Например, на Украине этот спорт оказался очень популярным. Там был регулярный телепроект «Богатырские игры», куда меня пригласили в качестве участника. А я настолько был уверен в себе, что не мог проигнорировать это приглашение времени. В какой-то степени я был самоуверенным и казалось, что прописался победителем надолго.

Как показывает практика, такие мысли до добра не доводят.

— Конечно, потому что когда я приехал на Украину, то понял, что я еще далек от совершенства и занял там всего восьмое место. Меня это, разумеется, сильно задело. И тут я начал целенаправленно тренироваться.

То есть тренироваться, как стронгмен? Эти тренировки как-то отличались от ваших обычных занятий?

— Да, я начал изготавливать специальные снаряды. То есть, поехал на Украину, увидел, что они там используют разнообразный инвентарь в том числе — чемоданы, бревна, камни. Вернулся в Челябинск и начал изготавливать подобные снаряды. У меня отец был кузнецом и мастером на все руки, он мог все делать: ковать лошадей, складывать печи и вообще все. Я, естественно, все это видел и за ним повторял. Так вот, эти умения и сноровка мне пригодились, чтобы снаряды изготовить самому. С их помощью и начал тренироваться, ведь рост в строгмене невозможен без специализированных тренировок. И после этого начались результаты. Причем, на том же украинском шоу, куда я летал по два раза в месяц. Например, на следующем турнире я уже был седьмым, потом шестым, четвертым, потом в призовой тройке. А когда достиг уровня сильнейших атлетов Украины,  приглашать стали меня реже.  Видимо не всегда на канале хотели видеть сильнейшего атлета из России. Но все же через некоторое время поездки возобновились и я приобрел опыт международных соревнований.  За это я очень  благодарен Украинской федерации силачей, ведь благодаря именно им обо мне узнали в России.

Эльбрус, вы беретесь за совершенно фантастические вещи — двигаете поезда, корабли, чертово колесо вот недавно раскрутили. А есть ли некая техника безопасности, во время реализации таких тяжелых проектов?

Какую бы ты технику не принимал, как бы не предохранялся, рано или поздно травмы случаются. Я не знаю ни одного атлета, который бы не травмировался: поврежденные сухожилия, оторванные мышцы и тд. У меня тоже рвались мышцы, но травмы были не такие страшные, как, например, у моих коллег по цеху. Возможно, я избежал серьезных травм из-за того, что в спорт пришел значительно позже своих коллег. Я профессионально начал заниматься в 18-19 лет. В это время многие вообще завязывают со спортом. Мои основные победы были после 30, я поздно раскрылся. И так как к моменту серьезных нагрузок я уже был сформирован морально и физически, то подсознательно этих травм избегаю.

А как же метод проб и ошибок? Или помогал тренер?

— Хочу сказать, что у меня не было тренера, который бы за меня решал: что мне есть, что мне пить, как мне тренироваться. Я все находил сам, сам пытался раскопать истину и прежде чем делать упражнение, прочитывал тысячу тонн литературы. А у ребят, которые рано приходят в спорт, как правило, всегда есть тренер. Он руководит: ешь то, делай это. А они повторяют за ним не особо задумываясь, считая, что все правильно делают. В 19 лет они уже бывает, достигают уровня мастера спорта международного класса, а в 23 года из накопившихся травм вынуждены  уходить из спорта. Ранний приход в спорт я не приветствую. Зато у меня детство и юность были полноценными, я не могу сказать, что все мои одноклассники жили нормальной жизнью, а я пропадал на сборах и ел однообразную пищу.

Кстати, о  пище. Какой все-таки рацион у сильнейшего человека планеты Эльбруса Нигматуллина? Это что-то особенное?

— Утром  я обычно ем кашу. Это может быть овсяная каша, рисовая, иногда люблю манку, хотя в ней пользы не так уж и много. Съедают 3-4 яйца с желтком, какую-нибудь сосиску, где есть мясо настоящее. Выпиваю 2 чашки чая с молоком и какой-нибудь десерт. Варенье очень люблю. В обед я съедаю суп, благо с женой повезло, она приспособилась к моему образу жизни и готовит то, что нужно. На второе – говядина, свинину стараюсь не есть. А зимой часто бывает дичь на столе.

Сами добываете?

— Да, я охотник, и меня сейчас интересует не только спорт, но и защита окружающей среды, ведь охотник — этот то  кто любит природу и охраняет ее, хоть это и странно звучит. Кстати в детстве у  меня была дилемма: стать спортсменом или егерем. Егерем я не стал, но сейчас на охоте я получаю истинное удовольствие. И восполняю упущенное  время, которое  тратил на спорт лишая себя возможности побыть наедине с природой. Нет ничего лучше с трудом добытой дичи, а затем готовка вкусного блюда из него. Оно не идет ни в какое сравнение с купленным в магазине полуфабрикатом.

Вы, кстати, заметили, что вам готовит супруга. Вы недавно женились?   

— Я очень поздно женился, вот мне сорок один год и я всего три года как женат. Во-первых, не было подходящей кандидатуры, во-вторых, сильно был занят своей карьерой. Но все же мне  повезло и я встретил свою любимую. С женой понимаем друг друга, ведь она тоже работала инструктором  в фитнесс-клубе. По образованию супруга врач-хирург. А еще у нас растет дочка. Вообще считаю, что самое главное мое неспортивное достижение — это моя семья и рождение дочери.

Эльбрус, наш традиционный вопрос. Из последнего, так сказать, информационного шума, что считаете хорошей новостью?

— Это может прозвучать странно, но хорошей новостью является  подъем российской промышленности  и производства  вследствие санкций против России со стороны Запада. Импорт, которым завален рынок это конечно хорошо, но в меру. Мы должны сами выпускать то, что нам нужно. Я считаю, что санкции заставят нас шевелиться, больше работать и в том числе — мозгами.

Фото: vk.com

Похожие новости:

Читайте также: