Диалог

Вадим Бобровский: "Главной "плюшкой" педагога всегда были яркие глаза детей”

Вадим Бобровский: "Главной "плюшкой" педагога всегда были яркие глаза детей”

“Хорошие новости” напросились на чай к одному и самых молодых чиновников региона. Разумеется, мы сразу нашли общий язык. 

Вадим Анатольевич Бобровский — 32-летний заместитель министра образования и науки Челябинской области по молодежной политике. Он, один из самых "юных" и успешных чиновников региона. В интервью “Хорошим новостям” Вадим Бобровский “без купюр” рассказал почему дрался в университете за будущую жену, зачем ребенком помогал тете продавать ягоды и как однажды получил грант размером в полторы тысячи средних зарплат. А еще мы основательно поговорили об одном любопытном проекте для южноуральской молодежи. 

Вадим Анатольевич, расскажите нам, как надо воспитывать ребенка и как привить ему любовь к знаниям, чтобы он в 32 года стал замминистра?

— Ну, не в 32, а чуть раньше (смеется). И можно просто Вадим. Не знаю, как нужно воспитывать. Я вырос в простой семье: мама у меня была врачом, папа — программистом, а я не был прилежным ребенком: и дрался, и другие дисциплинарные претензии ко мне были у учителей. Первую четверть девятого класса я закончил с шестью тройками, а  на одной из драк мне выбили передние зубы и теперь у меня коронки. Это при том, что гораздо позднее я окончил университет с красным дипломом. 

А из-за чего дрались?

— Во всех случаях дрался из-за девчонок. За них горой стоял. И за будущую жену тоже дрался. Это было уже в университете. Ситуация получилась типичной: она нравилась не  только мне, но и еще кое-кому. А ей нравился я, и тот молодой человек не хотел этого понимать. Вот я и подрался. После этого оказался в кабинете декана, а потом и проректора по учебной работе.

Вы сказали про родителей и простую семью. Есть мнение, что настоящее человеческое счастье — это как раз родиться в таковой. Вы согласны?

— Безусловно. Это высказывание, кстати, принадлежит Маргарет Тэтчер. Я всегда рос в недостатке и мне всегда приходилось работать: то на стройке, то на каком-нибудь предприятии. И вот это-то и нужно сейчас: создавать для молодежи условия, когда они будут получать блага цивилизации, будь то гаджеты, приставки или одежда, зарабатывая на это своим трудом. Чтобы это не было подарком для них.

А вы сами-то что купили на первые заработанные?

— Антенну для телевизора. Это было то ли в пятом, то ли в шестом классе — я помогал своей тете продавать вишню и другие ягоды на рынке. Помню, она мне дала за это четыре рубля по тем деньгам. А антенна стоила пять рублей. Где-то я взял еще рубль, пошел в радиотовары и купил антенну. И стало у нас не четыре канала дома, а семь.

А вам не кажется, что детей сейчас сильно перегружают в школах, и зарабатывать вот как вы когда-то они просто не успевают? 

— Хорошего много не бывает. Человек адаптируется ко всему. Я помню, что мы учились во вторую смену без всяких трудностей. Сейчас же, да —  дети учатся с гораздо большими нагрузками. У меня вот сын Костя — первоклассник, ему восемь лет. Он учится до часу дня, потом в продленке, а по вечерам до восьми вечера мы делаем уроки. Ну и ничего плохого в этом нет. А еще спорт. Я со своим ребенком занимаюсь сам — сейчас мы с вами закончим говорить, я его заберу и мы поедем на плавание. 

Недавно президент Путин сказал, что все школы страны, в том числе и сельские, деревенские школы, будут оснащены по последнему слову техники. Как у нас в челябинской области идет этот процесс оснащения?

— Школы — это не моя сфера, это не применимо к моей должности сейчас. Но несколько лет назад я занимался ремонтом нескольких сельских школ в Уйском районе — был подрядчиком. Это школа в селах Маслово и Кидыш. Там было две огромные школы. И когда мы их ремонтировали, я не понимал, для чего мы это делаем. Мы приводили в порядок огромную трехэтажную школу, в которой задействованы фактически только два и те — в первой половине дня. Поэтому лично я за то, чтобы у нас было достаточное количество школ и чтобы они были максимально оборудованы по последнему слову техники в соответствии с тем, что говорит президент. Акцент на слове "достаточное". 

А что вы имеете в виду под этим словом? 

— Дело в том, что ситуация, когда мы имеем в каждом селе школу — она не оправдана. У нас в области есть школы, в которых обучается 238 ребят, а по нормативу должна быть тысяча. У меня как у хозяйственника это вызывает недоумение. Причем это полномочия глав муниципалитетов, которые должны не препятствовать работе министерства образования и науки, а наоборот — инициировать объединения школ, чтобы не топить площади. Мы им, например, говорим "объедините школы, сделайте из трех школ две, а на сэкономленные средства закупите 3D-принтеры или робототехнику и сделайте так, чтобы детям стало интереснее учиться. А нам отвечают, мол, нет, это же сокращение рабочих мест. И это тоже можно понять. Да и стереотипы сильны, когда люди считают, что если нет школы, то нет и села. Но это уже заблуждение. Тем более что автобусами область достаточно оснащена, чтобы дети без проблем добирались до школ в других селах.

А что касается молодых педагогов — вы ведь работаете с молодежью и в том числе с ними. Нам в редакцию приходило несколько обращений, когда начинающие учителя жаловались, что доплаты им либо отменили совсем, либо оставили, но мизерные — 500 рублей. Как вы считаете, Вадим, правильно ли это? Что говорят молодые педагоги лично вам?

—  Я думаю, что молодой педагог должен выбрать для себя следующее правило: после вуза ты приходишь в школу и работаешь там пять лет не за деньги. Ну, то есть за зарплату, конечно, но прежде всего за опыт и социализацию. Наши бухгалтерии и руководители образовательных учреждений — они хорошие люди, они не допустят чтобы кому-то что-то урезать, уменьшить насильно. Тем более, что министерство это контролирует и в случае чего карает. Но таких прецедентов единицы. И вот когда ты уже становишься специалистом, ты вправе требовать зарплату, которая тебя устраивает. Потому что когда "еще вчера студент" требует среднюю зарплату по региону — наверное, это не совсем то, что нужно. Главной "плюшкой" педагога всегда были яркие глаза детей. 

Если брать шире — что интересует молодежь сегодня? Какие вопросы школьники и студенты ставят перед собой сейчас?

— Как достичь успеха. Причем, совершенно не обязательно в руководящих постах и должностях. Как достичь успеха в творчестве, в профессиональном деле. Это интересовало молодых людей во все времена и наше время не исключение. Я работаю с теми, кто занимается развитием собственных стартапов. Особенно мое сердце радуется за какие-то оригинальные проекты, когда люди нестандартно мыслят. Вот, например, стартап по выращиванию улиток (о нем однажды уже писали "Хорошие новости" — прим.ред.). А еще я искренне радуюсь за "Наполеон IT" — это компания, вышла из программы "Ты — предприниматель" и сейчас они являются крупным игроком на поле оказания IT-услуг, по верстке крупнейших мировых изданий, таких как Women's Health, Men's Health. То есть это верстается у нас, здесь в Челябинске, причем верстается не только русскоязычная версия. И услуги они предлагают по всему миру. Для нас это своего рода маркер, возможность продвижения бренда региона. А кто-то делает эко-удобрения, прям развивается производство.

А какой процент из молодых бизнесменов, которых вы набираете в программу "Ты — предприниматель" в итоге все же имеет успех?

— У нас есть статистика, что в этом году из более чем 7000 человек, прошедших эту программу, до конца дошли 250 человек. Понятно, что среди тех семи тысяч были и те, кто пришел на одну встречу проекта и все, но, тем не менее, они все равно учтены. Это статистика по всей челябинской области. А из 250 зарегистрированных в итоге предприятий "выживает" даже не пятая часть — "отвалятся" где-то 200. И останется 50 жизнеспособных фирм, компаний, организаций. Кто-то из них начнет укрупняться. И это процент не маленький, на самом деле. 

В Челябинской области активно развивается проект "Академия лидерства", курируете который вы и в который вы же активнейшим образом вовлекаете старшеклассников. Расскажите пожалуйста, что это за современная "обязаловка" такая?

— Ну, во-первых, главная фишка проекта в том, что мы охватываем 100% молодежи каждого года выпуска. То есть сегодня мы берем ребят, которые начали учиться в 1997-98 годах и вовлекаем их в проектную деятельность. На счет "обязаловки" не совсем корректно — у нас, к счастью, получается не заставлять ребят, а мотивировать, находить подходы и заинтересовывать их таким образом, чтобы каждый из них захотел сделать свой проект: творческий, политический, технический, любой. И через 12-15 лет та молодежь, с которой мы сейчас встречаемся и работаем возглавит регион и встанет на руководящие посты. 

Вы, получается, разбираете только удачные проекты? А неудачные тоже?

— А вот ошибки — это то, за что мы платим. Их ошибки оплачиваем мы сегодня. У этих ребят есть уникальная возможность — ошибаться. Потому что это именно то, что нам нужно. Только опыт через ошибки даст в итоге живую, рабочую конструкцию. То есть, мы не учим ребят по формуле "а+b = работает". Каждый из них должен сам пройти все этапы, понять, как это работает, обязательно ошибиться на каком-то из этапов, осознать эту ошибку, понять и запомнить. Коммуникацию ребят из разных городов, их время препровождение, их радости мы не оплачиваем, но промахи — да. Эти ошибки стоят дешевле, чем впоследствии ошибки региональных чиновников.

А вы ведь и сами когда-то получили федеральный грант, будучи студентом математического факультета МГТУ?

— Да, это было 26 миллионов рублей. Мы придумали программу поддержки студенческих объединений и выиграли. Мы купили 3D принтер и организовали на базе вуза конструкторское бюро — накупили компьютеров и программ. Мы организовали фотокружок в университете и купили больше десятка крутых зеркалок. Этот кружок до сих пор действует в университете: в студии там висит целая стена фильтров, различные формы подсветки и "задников", программы для обработки изображений — все это появилось в фотокружке МГТУ. Кстати, мы эти фотоаппараты дали студентам: они не просто их брали на час занятий, а ходили с ними постоянно, взяв их под свою ответственность. Мы закупили тогда для вуза мультимедийное оборудование — мобильное музыкальное — колонки с пультом и проводами для разных концертов и мероприятий. Таких комплектов мы купили тоже около десятка. В актовом зале МГТУ мы поменяли все световое оборудование на диодное. И приобрели огромный пульт, в котором выстраивается звук и свет. 

Вадим, напоследок, прежде, чем вы поведете сына на плавание, расскажите, какая у вас самая свежая хорошая новость?

— Мы бурили скважину в саду и она оказалась не 40 метров, а 30. Это очень здорово! 


Фото: hornews.com, studsport.com, vk.com

Похожие новости:

Читайте также: