Бегает на лыжах и решает интегралы: ворошиловскому стрелку из Челябинска исполнилось 100 лет
Зимнее утро. Двор сталинки. Через арку проглядывает солнце. Во дворе на лыжах прогуливается дедушка. С виду — обычный старичок, никто и не знает, что ему уже 100 лет. Вениамин Федорович Аникеев — бывший ворошиловский стрелок, он готовил снайперов на фронт, а после войны был разработчиком комплексной системы управления качеством продукции ЧТПЗ. Он объехал более ста городов и сёл Советского Союза, чтобы поделиться опытом. Был и на тех предприятиях, где случались аварии.
На днях Вениамин Федорович отметил 100-летний юбилей. Хорошие новости пообщались с дочкой Вениамина Федоровича — Светланой.
Дом, где живет Светлана Вениаминовна, напоминает советскую эпоху. Большая парадная — высокие потолки, крутые ступени. Нам на третий этаж. Встречает Светлана Вениаминовна и кошка Муся. Здесь все готово к празднику, ждут гостей из Санкт-Петербурга. В коридоре — коробка с апельсинами.
— Когда у меня бывают гости, они говорят: «Ой, как в детство попали. Евроремонта нет, мебель вся из прошлой эпохи, — говорит Светлана Вениаминовна.
Сегодня у Светланы Вениаминовны дым коромыслом. С утра приехал директор ЧТПЗ с фотографом и командой. Всего семь человек.
Вениамин Федорович был счастлив от такого внимания. Его внимательно слушают, и он рад рассказывать о своей жизни все от самого детства.
— Директор терпеливо и внимательно его слушал. Тепло очень отнёсся, хотя и не было много времени у него, — говорит Светлана Вениаминовна, — Вот такие у нас на заводе прекрасные руководители! Не забыли про бывшего работника. Доставили огромную радость юбиляру.
— Приходили поздравлять из военкомата, из соцзащиты. Мы всем очень благодарны! Звонили бывшие молодые специалисты, которые работали у него в цехе номер 8. Такие слова находили для папы! Благодарили, что научил их своим примером. Многие из них стали большими начальниками. Помнят! — рассказала Светлана.
С 14 часов отмечали юбилей в кругу близких родственников — всего 13 человек. К Вениамину Федоровичу приехал сын Сергей из Санкт-Петербурга с женой, дочерью и внуком.
Вениамин Федорович сыграл с сыном в шахматы, а еще вышел на лыжах во двор. Говорит, что на лыжах легче идти!
18-летний ворошиловский стрелок
— Моему дедушке было 34, когда его забрали на фронт. В тылу оставались только женщины, старики и дети. И вот папу — тогда еще молодого 16-летнего мальчишку — назначили машинистом локомобиля и электриком шпалозавода в Свердловской области (в школе папа увлекался физикой, он очень хорошо знал электротехнику). Там же работал младший брат папы — 13-летний Павлик. Мальчишки хотели защищать родину, папа просился на фронт. Ему было 17 лет, когда он пришел проситься добровольцем, — рассказывает Светлана.
Вениамин хорошо стрелял, в школе посещал секцию по стрельбе, поэтому его направили в снайперскую школу в Тюмень. Там он прошел курс снайперского дела.
Зима в Тюмени была суровой: морозы до минус 50. Когда ходили на смену караула ночью, то слышали, как лопались с громким треском деревья. Учения и стрельбы проходили на поле при любой погоде. В декабре курсы сержантов закончились, Вениамину присвоили звание «сержант» за умение хорошо стрелять из снайперской винтовки.
Когда Аникееву исполнилось 18 лет, была сформирована очередь на фронт, куда попал и Веня. Полк выстроили на плацу, дали команду выйти из строя на два шага всем охотникам и тем, у кого есть значок «Ворошиловский стрелок». Отобрали 22 человека, в числе которых оказался Вениамин. Стрелков привезли в Вешняки под Москвой, в Центральную школу инструкторов снайперского дела.
— Был сентябрь 1943 года, папе присвоили звание «старшина», он стал готовить снайперов для фронта из курсантов 1926-27 гг. рождения. Выпуски были через каждые 4 месяца обучения, — рассказала Светлана Вениаминовна.
В феврале 1947 года Аникеев демобилизовался и вернулся на лесоучасток, в 1948 году — поступил на металлургический факультет Уральского политехнического института, преддипломную практику проходил на ЧТПЗ в Челябинске, руководству очень понравился скромный, образованный молодой человек и его пригласили остаться работать на ЧТПЗ.
«Штрипс, Штрипс! Вагоны!»
Сначала Вениамин Федорович работал помощником мастера, а затем начальником цеха.
— Папа очень ответственно относился к работе. Я помню, сплю ночью маленькая и сквозь сон слышу: «Штрипс, Штрипс! Вагоны! Вагоны!» Штрипс — это такая лента для труб. Он кричит, потому что в цехе грохот и его не слышат. В общем, собрался — убежал. Часто ему звонили именно ночью, он одевался и бежал на завод. Там у них цинковая ванна вечно текла. А утром — заводской гудок будил рабочих, он собирался и шел на работу несмотря на то, что спал мало и вообще может не спал.
Позже Вениамин Федорович был замдиректора по качеству продукции ОТК завода. Он один из первых разработчиков комплексной системы управления качеством продукции.
По словам Светланы, у Вениамина Федоровича — аналитический склад ума, прекрасная память.
— У папы светлая голова до сих пор. Он помнит даже интегралы, может решить, то, что я уже давно забыла. Он один из первых на заводе освоил компьютер. Он знал весь завод, интересовался жизнью и проблемами рабочих. Боролся за здоровый образ жизни. Переживал за всех. Убеждал не пить, не курить. Его слушались. Развивал спорт на заводе, сам играл в хоккейной команде много лет. Здесь были такое матчи! Правда потом их закрыли из-за того, что спортсмены — не профессионалы, а баталии были горячие и рабочие часто травмировались.
Однако Вениамин Федорович не бросил хоккей, он выступал в одной из городских команд, а также бегал на лыжах.
— Он и нас заставлял делать зарядку по утрам. Несмотря на тяжелую работу, занимался воспитанием и приучал к спорту, — рассказала Светлана.
Текст: Людмила Белышева
Фотографии: Людмила Белышева, семья Аникеевых