Истории

Челябинка делает лягушат из стекла при помощи кислородного концентратора и муфельной печи

Прослушать статью
Челябинка делает лягушат из стекла при помощи кислородного концентратора и муфельной печи

Анна Иванова из Челябинска проводит вечера за газовой горелкой: наматывает и выдувает бусины из стекла. Украшения получаются абсолютно разными: реалистичные цветы, морские обитатели, галактики, запертые в стекле и трогательные лягушата с капельками росы на спине. Чтобы придать изделиям особый шарм, Анна подмешивает в жидкое стекло капельки серебра.

художников по стеклу в России до сих пор не очень много, а на Южном Урале, по словам Анны, почему-то совсем мало

По словам мастерицы, на изготовление одной бусины может уйти от нескольких минут до нескольких часов — в зависимости от сложности идеи. И все это время отвлекаться нельзя.

— Я провожу в мастерской много времени, и так получается, что до газовой горелки добираюсь в основном под вечер. Часто засиживаюсь долго — ведь пока делаешь бусину, нельзя отвлекаться: если ее перегреешь — растечется, положишь на стол и остудишь — разлетится на мелкие кусочки. Иногда мужу приходится приходить в мастерскую и забирать меня, чтобы поужинать вместе хотя бы до полуночи, — признается Анна.

Есть у Анны и минималистичные работы - например, эта называется
Есть у Анны и минималистичные работы - например, эта называется "Льдинки"

Мастерица делала и елочные игрушки, и браслеты, и кулоны, и кольца. При этом Анна занимается не только стеклом: она еще художник и керамист. Говорит, что назвать ее дело обычным хобби невозможно — к нему нужен слишком серьезный подход и много времени. Взять хотя бы специальное оборудование. Например, чтобы расплавить муранское стекло, с которым работает мастерица, требуются газовая горелка и кислородный концентратор, а для обжига — еще и муфельная печь.

По словам мастерицы, для ее украшений не подойдет стекло из бутылки или разбитой форточки. Анна хоть и училась на осколках банок из-под майонеза (плавила его и вытягивала «струны») но быстро поняла, что работать с ним не стоит. Во-первых, слишком мало цветов, во-вторых — слишком сложно: оно плавится при температуре почти 1800 градусов. Это вдвое больше, чем нужно для работы с венецианским и муранским сОдовым стеклом.

Анна говорит, что с первого раза ни у кого не получается сделать так красиво, как изначально придумали — выходит некая абстракция. Зато человек учится чувствовать консистенцию стекла, понимать, когда нужно его прогреть, как вращать и как сделать так, чтобы оно «не утекло не туда».

— Учатся у меня в основном женщины, но чтобы освоить лэмпворк, нужно иметь «мужской», аналитический склад ума. Незнакомой информации, особенно в начале, очень много, это большая нагрузка на мозг. Поэтому я в процессе занятий во время перерыва заставляю учениц съесть что-нибудь сладкое, несмотря на диеты, чтобы восполнить энергию, — объясняет мастерица.

Художница сравнивает процесс создания бусин с работой 3D-принтера, но оговаривается, что здесь все намного сложнее. Очень важно пространственное мышление — от процесса создания плоского эскиза оттолкнуться невозможно.

Анна уверяет, что всем ученицам показывает свои первые работы. Те должны сравнить их с тем, что видели на странице мастера и понять простую истину — хороший результат приходит только со временем и практикой. Тогда же формируется и авторский почерк, и собственные находки. Например, Анна рассказывает, что однажды не попала на мастер-класс по выдуванию бусин из стекла. Потом сломала руку, появилось «много свободного времени», и женщина стала пытаться работать одной рукой. Так в процессе Анна придумала авторскую технику выдувания, отличающуюся от итальянской.

Художница признается: она уже выучила нескольких коллег и иногда к ней в голову закрадываются мысли взять помощницу — если не на производство, то хотя бы на упаковку готовых изделий и отправку. Но в то же время Анна опасается, что если расширяться, то творчество превратится просто в бизнес, а это последнее, чего хочется мастерице.

Похожие новости:

Читайте также: