«Резали орехи, сушили цукаты, месили тесто»: на Южном Урале взрослых с аутизмом учили печь рождественские кексы
Никита Исаев и Женя Иванова живут в Миассе — им скоро 30 лет, и у обоих ментальные нарушения. У Никиты — аутизм, у Жени — церебральный паралич. Несмотря на это, к Рождеству они сами испекли штоллены.
Проект «ЭкспериМентальная кухня» затеяли в местном благотворительном фонде «От сердца к сердцу». У молодых людей уже есть опыт жизни в тренировочной квартире. Сейчас ребята переезжают в новый центр, и там же, на новой кухне, Никита и Женя пекли штоллены (большие рождественские кексы с изюмом, орехами и цукатами, сверху посыпаны сахарной пудрой).
— Ребятам нравится готовить, создавать блюдо «из ничего». Женя и Никита самые старшие и опытные, хорошо подготовлены, знают весь процесс, поэтому было решено испечь штоллены для заказчиков такой вот небольшой командой. Мы делаем это третий год, это стало традицией, — рассказывает мама Жени и директор фонда Ирина Иванова.
Ирина вместе с мамой Никиты Евгенией присутствовала во время готовки, но ребятам они не помогали — за этим следила педагог Татьяна Васильева.
Для готовки выбрали штоллен не только из-за Рождества. Это блюдо требует кропотливой работы, которая тренирует моторику: нужно самим порезать орехи, засушить цукаты, приготовить эластичное тесто. Родители и педагог замечают прогресс, ведь два года назад дети гораздо хуже понимали. что значит, например, «однородное тесто» и в каком случае нужно добавить еще муки, а теперь выучили последовательность действий, понимают, что такое опара и разберутся с ней как заправские пекари.
Однако и тогда, два года назад, штоллены получились вкусные — ребята принесли несколько кусочков родным, и для многих это был первый случай, когда они выступили «добытчиками», сами принесли в дом еду. На второй год появились первые заказчики, а в этом году у руководителей были мысли отказаться от штолленов — слишком уж повысилась себестоимость продукта, до двух тысяч рублей за полукилограммовый штоллен. Впрочем, клиентов не смутила сумма: они все равно хотели заказать выпечку именно у этих ребят. Некоторые отмечали, что штоллены были приготовлены с особой любовью и заботой.
Никита и Женя испекли три штоллена, работа заняла порядка шести часов. В процессе, конечно, делали перерывы — все присутствующие просто общались и играли, чтобы отвлечься от готовки. Практически всё ребята сделали сами, а самым трудным было достать готовую выпечку из духовки и упаковать ее — горячий штоллен может легко развалиться.
— Вечером дочь говорит: «Мамочка, я очень устала, но мне интересно!», — рассказывает Ирина Иванова. — После ужина она сразу легла и проспала до утра. Я ей говорю: «Так выглядит работа, это обычная смена работающего человека». Она отвечает: «Я хочу работать, мне нравится».
Новый проект фонда «Живая работа» создан как раз для того, чтобы помочь взрослым людям с ментальными нарушениями обрести работу. Многим подойдет работа, требующая рутинных повторяющихся действий по инструкции.
Жене и Никите нравится готовить, теперь они могут сделать себе завтрак или обед, пока родителей нет дома. А еще в новом центре они будут готовить еду для других ребят и сотрудников фонда — всего центр рассчитан на 15 человек.
— Они не только получают удовольствие от процесса, но еще и реализуют обычную человеческую потребность быть нужным, делать что-то полезное. Таким образом ощущается единство с обществом, — объясняет Ирина Иванова.
Напомним, ранее мы рассказывали о девушке с аутизмом, которая работает в челябинской детской поликлинике №8.
Фото: фонд «От сердца к сердцу»