Шлифует французские стулья и антикварное пианино: как красавица из Челябинска стала реставратором
Челябинка Анастасия Тарасенко — настоящая русская красавица, но она не ходит по подиуму и не снимается в рекламе. В ее руках — шлифовальная машинка, фрезер и малярная кисть.
Девушка — реставратор и теперь проводит дни в мастерской.
Насте 31 год, из них 11 она работает реставратором антикварной мебели. Она привела в порядок сотни старинных стульев, дедушкиных кресел, антикварных буфетов, бабушкиных шкафов и немецких швейных машинок. Недавно к этому списку прибавилась целая усадьба — объект культурного наследия.
«Хорошие новости» побывали в мастерской Анастасии (она называется «12 историй») и узнали, как отреставрировать стулья при помощи конского волоса и почему людям интересна антикварная мебель.
Заходим в мастерскую «12 историй» — название отсылает к Ильфу и Петрову, но за каждым из стульев — или любым другим предметом мебели — своя история, а за ней — жизнь человека, семьи, нескольких поколений. Так было и с Анастасией. В 20 лет она заканчивала учиться в вузе на юриста. Но душа вела ее к заветной дедушкиной раме от зеркала.
— У меня дома от дедушки осталась зеркальная рама, резная. Все детство на нее смотрела, она меня завораживала. Хотела, что-то сделать, чтобы память осталась, — рассказывает Анастасия. — В интернете никакой информации не было, и я просто как слепой котенок искала, что нужно делать, какие материалы купить.
Никаких курсов Настя не проходила, всё постигала сама, методом проб и ошибок. Со временем научилась снимать старое покрытие циклей (специальным лезвием), шлифовать, шпаклевать, клеить, наносить специальный лак и морилку — жидкость для обработки дерева. Сейчас она уже сама проводит курсы по бытовой реставрации, учит, как привести в порядок, например, красивый венский стул или чехословацкий буфет, который жалко выбросить.
— Полностью разобрать, снять старое покрытие, устранить дефекты, если каких-то деталей не хватает — сделать заново. Потом затонировать цветом, максимально близким в оригиналу, — объясняет мастер. — Если надо — сделать перетяжку.
Анастасия проводит реставрацию антикварных наполнений, набивает кресла конским волосом и морской травой, в точности, как 150-200 лет назад.
— Во-первых, на этом сидеть гораздо круче, чем на поролонах. Во-вторых, поролон через 20 лет сминается полностью, чаще всего люди отправляют кресло на выброс. А здесь оно будет оно служить и через сто лет, — уверена Анастасия.
Именно возможность дать предмету новую, долгую жизнь вдохновляет девушку заниматься реставрацией. Другое дело, что она не волшебник и не способна полностью обновить вещь. Такого не бывает.
— Реставрация — это максимальное восстановление до оригинального вида, но она не предполагает, что ты сделаешь из 100-летнего дедушки 20-летнего юнца. А некоторые требует просто идеального, превосходного состояния, — говорит Анастасия.
Тем не менее, вся отреставрированная Анастасией мебель выглядит как новая — взять хотя бы швейную машинку, которая стоит в мастерской. Она уже готова. Еще недавно на ее корпусе не было боковых рамок для ящиков и ручек, один ящик от времени пришел в негодность, не хватало целого куска. Об облезлом внешнем виде и говорить не приходится. Для мастера это уже давно рутина, подобные машинки она реставрирует постоянно. Недостающие элементы сделала заново, затонировала морилкой, покрыла лаком, покрасила чугунную станину.
Встречаются и более сложные задачи: например, антикварное пианино, которое много лет лежало в разобранном виде. Причем Анастасия — не настройщик и даже не музыкант, в устройстве клавишных инструментов ни капельки не разбиралась. До недавнего времени.
Или, к примеру, взять старинные стулья из французского замка, которые чуть младше Челябинска — им под 250 лет. Заказчик купил стулья на аукционе в Европе и не мог доверить их никому, кроме Анастасии. Однако здесь мастеру потребовалась помощь — пришлось работать в команде с кожевником и ювелиром.
— Пришлось аккуратно доставать все гвоздики, не порвав объемную кожу. Гвозди восстанавливали с местным ювелиром, паяли, полировали каждый — их больше 200 штук! Вытащить, а потом забить их в дуб вообще нереально, — вспоминает Анастасия. — Это был очень сложный проект.
Один из самых серьезных проектов для Анастасии — реставрация усадьбы Железнова в Екатеринбурге, ведь это объект культурного наследия. Ответственности и бюрократии — несравнимо больше. Анастасию подрядчикам порекомендовали знакомые из Челябинска, мастер отвечала за входную группу усадьбы. Свою часть работы она завершила, став первой среди всех, кто продолжает трудиться над реставрацией усадьбы.
На улице в Челябинске, кстати, тоже можно увидеть работу Анастасии, пусть пока и не объекте культурного наследия: Настя реставрировала входную дверь одного из магазинов на Кировке (ул. Кирова, 90). Мастер надеется, что когда-нибудь ей и в родном городе доверят реставрацию объектов культурного наследия.
При этом у Анастасии работы хватает: все расписано на полгода вперед, есть постоянные заказчики. Некоторые не хотят ждать и несут предмет к другим мастерам. Правда, иногда возвращаются обратно, после того, как над объектом уже поработали другие мастера. Привести в порядок заказ в таких случаях становится куда сложнее.
— Приехали кресла с пробитым шпоном, резьбу им «почикали» бормашинкой. Мне пришлось всю резьбу вручную заглаживать, весь шпон заново наносить. Потратила очень много времени. Переделка за другими мастерами — сложная задача, — признается Анастасия.
Сейчас реставратор занимается не только своей основной работой, но и преподаванием. Курсы по бытовой реставрации, на которых всего за день можно узнать базовую теорию и получить практику, пользуются успехом.
Одна из ее учениц, Татьяна Худякова, начала учиться под началом Насти почти год назад, да так и втянулась.
— Настя меня всему научила, могу разобрать, зачистить, отшлифовать, зашпонировать. Красить могу, но пока рука не набита. Это очень затягивает, — улыбается Татьяна. — Я сейчас реставрирую свое кресло, осталось его обтянуть.
Главные ученицы Анастасии — ее дочки, 9-летняя Алиса и 8-летняя Ника. Обе девочки обожают приходить к маме на работу, что-то мастерить, собирать, клеить. Могут сверлить и пилить, работать с ножовкой, шуруповертом, сверлильным станком. Творческие девочки уже набрали собственное «портфолио» с деревянным домиками и подставками для рукоделия. Возможно, когда-то они пойдут маминым стопам, а может быть, все вместе организуют семейную команду лучших реставраторов Урала, и к ним будут привозить антиквариат со всей страны.
Фото: Надежда Тютикова, архив Анастасии Тарасенко