Ноев ковчег причалил в Казахстане: челябинец поделился впечатлениями от экспедиции Nomad Explorer
В конце апреля состоялась экспедиция Nomad Explorer «Легенды Юга» по южным областям Казахстана. Одним из участников экспедиции стал челябинец Евгений Комольцев, который по просьбе «Хороших новостей» рассказал о том, как живут современные номады (кочевники) и какими чудесами может удивить туриста юг соседнего государства.
Экспедиция началась в городе Тараз, который является административным центром Жамбылской области на юге Казахстана. На площади Жастар собралось 700 человек. Главный идейный вдохновитель экспедиции Маргулан Сейсембай рассказал, как можно стать частью команды номадов: «Всё просто. Нужно выполнить три вещи: самостоятельно поставить палатку, провести ночь в степи и хотя бы на сутки не прикасаться к смартфону».
Лагерь участников располагался в ущелье Берик-Кара, которое считается родиной тюльпанов. К сожалению, в этом году была тёплая зима, и тюльпаны отцвели на 10 дней раньше обычного. Впрочем, их удалось застать в высокогорье. Кстати, окрестности ущелья знамениты не только тюльпанами, но и близостью к Великому шелковому пути.
Экскурсионная программа второго дня включала в себя посещение мавзолеев Айша-биби и Карахана. Мавзолей Айша-биби находится в 17 км от Тараза. Мавзолей построили в XI-XII вв. над могилой молодой девушки.
Существует казахская легенда о любви Айша-биби к своему жениху. Красавица Айша была дочерью знатного богача – Хакима-Ата, и вот однажды шеснадцатилетнюю Айшу полюбил юноша Карахан. Она ответила взаимностью, но, как часто бывало в легендах и в жизни, отец Айши отказался отдавать свою дочь за Карахана. Опечаленный юноша уехал в родные места – земли его рода находились в районе современного Тараза, а Айша-биби, не добившись благословения отца, отправилась за ним. «Шесть рек ты перейдешь, а седьмую перейти не сможешь», — сказал ей вдогонку отец. Шесть рек перешла Айша. Перед седьмой остановилась, помня заклятие отца. Вдруг из-за камня показалась змея, укусила девушку и красавица умерла. Айшу-Биби похоронили тут же. Хранительницей могилы стала неразлучная с ней няня, подруга – Бабаджа-хатун.
На третий день экспедиции мы посетили жемчужину Туркестанской области – пещеру Ак-Мечеть. Пещера Ак-Мечеть (Байдибекская впадина) имеет несколько легенд. По первой в старину здесь располагалась подземная мечеть. Из центрального зала в 4 стороны света расходились подземные ходы, шириной в 2 повозки, соединяя окрестные крепости. Со временем, подземные ходы завалило, и мечеть была предана забвению. Внешних входов у неё не было, никто и не знал, где она находится. В начале ХХ века произошло обрушение купола и появилось отверстие. Сегодня пещера представляет собой огромный зал вытянутой формы из известняка длиной 150 метров, шириной около 65 метров, высотой около 30 метров. Второе предание гласит, что в давние времена здесь была пещера дракона, который нападал на людей и скот. Когда дракон расправлял крылья, то задевал края разлома и постепенно увеличивал его. Ещё по одной легенде, когда-то в пещере прятались женщины и дети во время джунгарского нашествия.
На четвёртый день под проливным дождем удалось подняться на гору Казыгурт. Казыгурт — это горный кряж, вытянутый примерно на 20 км с востока на запад, его высшая точка — 1768 м. Находится в 40 км от Шымкента в долине Таласского Алатау. Казыгурт входит в западный хребет Тянь-Шаньских гор. Как раз об этом месте есть самая интересная легенда, согласно которой именно на горе Казыгурт причалил Ноев ковчег. А как же Арарат? По словам местных жителей, на знаменитый Арарат сложно было бы причалить ковчегу, ведь там много скал. То ли дело Казыгурт! К слову, вокруг этой легенды строится и топонимика района. Например, название города Чимкент (Шымкент), по версии казахских историков, состоит из двух частей: корень «шым» («чим») на тюркских языках обозначает дерн, насквозь пропитанный влагой, а корень «кент» на языках иранской группы — обозначает «город», что, с точки зрения местных жителей, укладывается в легенду о Всемирном потопе. После библейской катастрофы на месте южного Казахстана бушевало море. Однако спустя какое-то время вода начала отступать, и над ее поверхностью появились верхушки холмов. Поэтому, местные «ковчеговеды» считают, что когда голубь принес Ною весточку о завершении потопа, выбор места для стоянки пришелся на удобный участок суши, пропитанный влагой. Со временем там, где плескалось море, остались лишь казахские степи.
Второй лагерь располагался около древнего городища Сауран. Сауран являлся важным торгово-экономическим центром, который контролировал проход между хребтом Каратау и Сырдарьёй. Население города во время его расцвета составляло 15 тысяч жителей. В первой половине XIV века Сауран являлся столицей джучидской Белой Орды. Отмечается, что Сауран входит в число городов, разрушенных в 1723—1727 гг. джунгарами. Древнее городище было окончательно заброшено в начале XIX века. Это место характерно огромными маковыми полями. Маки были повсюду: вдоль дороги, в поле, в самом городе Сауран.
По словам Евгения за неделю экспедиции стало понятно, что Юг Казахстана имеет огромный туристический потенциал: там невероятно красивая природа, интересная история и множество удивительных достопримечательностей. Но главное, как говорит Евгений, это люди. Жители Юга Казахстана были невероятно радушны и встречали участников экспедиции со знаменитым восточным гостеприимством.