«Коелга может стать центром мраморного искусства»: мастер создал восемь авангардных скульптур из южноуральского камня
На протяжении ста лет в селе Коелга Еткульского района добывают уникальный белоснежный мрамор. Им украшены Храм Христа Спасителя, Кремлевский Дворец Съездов и Российская Академия Наук, облицованы мечеть Кул-Шариф в Казани и сотни станций метро в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Теперь цех предприятия «КоелгаМрамор», где трудятся камнетесы, стал еще и творческой мастерской: уже год здесь работает скульптор Виктор Грачев из Санкт-Петербурга.
«Хорошие новости» узнали, как уникальный природный материал может сделать Южный Урал одним из центров мраморной скульптуры страны, выяснили, чем натуральный мрамор отличается от искусственного и в чем сходство музыки со скульптурой.
Впервые Виктор Грачев приехал в Коелгу весной 2023 года за материалом для скульптуры своего учителя, петербургского живописца Геннадия Зубкова. Но, вдохновленный красотой и уникальными свойствами коелгинского мрамора, вернулся вновь, чтобы предложить предприятию «КоелгаМрамор» большой художественный проект «Белый мрамор России». Его задача — познакомить всю Россию с красотой уральского мрамора. Руководство предприятия пошло навстречу. Проект «Белый мрамор России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Год скульптор жил между Северной столицей и Южным Уралом. За это время, работая прямо в цеху предприятия, он создал экспозицию из восьми скульптурных работ. Скоро их увидят жители Челябинска, Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга.
— О коелгинском белом мраморе узнал от коллег-скульпторов, которые делились впечатлениями о работе ним. — рассказывает Виктор. — Изначально ехал за материалом для памятника своему педагогу Геннадию Герасимовичу Зубкову — он развивал традиции русского авангарда. Оказавшись здесь, я увидел потрясающее месторождение всероссийского значения, познакомился с прекрасными людьми. Захотелось предпринять какие-то шаги, чтобы Коелга развивалась, сюда могли приезжать профессиональные скульпторы и художники, а мрамор использовался не только в архитектуре, но и для создания произведений искусства.
Художник, скульптор Виктор Грачев — идеолог АНО «Творческие проекты Кайкино». Организация нацелена на развитие малых городов и сел через культурную среду. Виктору хотелось бы, чтобы Коелга стала известной как итальянская Каррара, мировая сокровищница мрамора, где ему, кстати, доводилось работать. Город в Тоскане стал художественным центром мирового значения благодаря тому, что мрамор, который там добывают, использовали для своих произведений великие архитекторы и скульпторы. Даже Микеланджело лично выбирал здесь блоки для работ. Знаменитая статуя Давида высечена именно из каррарского мрамора.
— Первоклассный каррарский мрамор стал известен, потому что с ним работали выдающиеся скульпторы. — продолжает Грачев. — Скульптура — самое ценное, что можно сделать из мрамора. Коелга имеет все шансы стать центром мраморной скульптуры как минимум в масштабах страны. По свойствам здешний мрамор отличается от каррарского, но он очень хорош, и декоративные свойства у него отличные. Кстати, я оказался не первым, кто ехал сюда за мрамором. Скульптор Вардкес Авакян, которого в Челябинске прекрасно знают, в шестидесятых переехал из Армении на Южный Урал ради того, чтобы работать с ним. И белоснежный уральский мрамор оказался материалом благодатным и благодарным.
Виктору Грачеву хотелось показать уникальный камень с разных сторон. Еще на этапе эскиза он учитывал особенности мрамора Коелги, долго изучал, как работать с ним, чтобы по-разному проявить в скульптурах. Где-то шлифовал, чтобы подчеркнуть текстуру, в каких-то работах наоборот делал поверхность матовой, подчеркивал фактуру камня. Год художник фактически жил на два города. Здесь, в цехе, одна за другой появлялись скульптуры, а в Петербург он возвращался только чтобы немного передохнуть и заняться организационными моментами будущей экспозиции.
Открытие проекта «Белый мрамор России» состоялось на производстве в Коелге. Здесь же прошла первая выставка, которая длилась месяц. Полюбоваться скульптурами на закрытое предприятие привозили жителей поселка от мала до велика — здесь побывали и дети, и ветераны, и ученики местной школы искусств.
Сейчас Виктор разбирает и упаковывает экспозицию: скоро она поедет в Челябинск, чтобы предстать перед зрителями в Государственном Историческом музее Южного Урала. Там она откроется 2 ноября и проработает до середины января. В феврале выставку примет Центр «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге. Затем «Белый мрамор России» отправится в Москву и Санкт-Петербург. Планируется, что каждому из музеев, где будет экспонироваться скульптура, художник подарит по одной работе.
— Музеи хотят иметь эти скульптуры в коллекциях, и для меня это честь. — отмечает Виктор. — Путешествовать по городам выставка отправляется, чтобы как можно больше ценителей искусства познакомились с таким уникальным явлением как уральский мрамор. А профессионалам хочется показать, как он проявляет себя, насколько пригоден для скульптуры, каких эффектов поможет добиваться, как позволяет художнику реализовать себя.
Виктор работает в направлении нефигуративной скульптуры. Это абстрактные формы, не похожие на классические скульптурные изображения людей и предметов.
— Реалистической скульптурой я занимался более десяти лет, пока не осознал, что исчерпал для себя эту тему. — рассказывает Виктор. — Это похоже на научный процесс, когда, изучив основы, ищешь собственную область исследований и углубляешься в нее. Но даже в классической скульптуре важно не просто лепить фигуру, а создавать форму, вкупе с композицией передающую определенное состояние и настроение.
Виктор Грачев рассказывает, что к работе со скульптурой подходит так же как композитор работает над сочинением музыки. Кстати, музыка и скульптура в проекте «Белый мрамор России» будут связаны: к каждому из экспонатов напишет музыку челябинский композитор Роман Хайруллин.
— Завод, где я работаю, очень шумный, но, если вслушаться, в фоновом шуме можно различить множество звуков. — говорит скульптор. — Познакомившись в Челябинске с Романом Хайруллиным, я предложил ему совместный проект. Роман привез на производство свое оборудование и несколько часов записывал звуки, издаваемые механизмами. На основе этих записей он создаст для каждой скульптуры музыкальные композиции. В Коелге работает музыкальная школа, где дают хорошее базовое образование. Я познакомился с ее директором, Александром Юрьевичем Исаевым, рассказал об идее связать скульптуру и музыку. А потом он пришел на выставку, познакомился с работами и сказал: «Это и есть музыка, только воплощенная в камне».
В экспозиции «Белый мрамор России» представлено семь скульптур высотой по метр двадцать сантиметров и одна трехметровая работа. Они предназначены для размещения в помещениях. Уличные условия хорошо переносят гранитные скульптуры, а вот мрамор требует ухода.
— В Петергофе и Летнем саду Санкт-Петербурга изначально стояли оригинальные мраморные скульптуры: их регулярно чистили, а на зиму закрывали в специальные ящики. — рассказывает Виктор Грачев. — Однако, учитывая высокую художественную ценность произведений, для сохранности их перенесли в музеи. С 2012 года в Летнем саду установлены копии из искусственного мрамора. Срок службы искусственного мрамора — всего пять лет. Натуральный, конечно, куда прочнее и надежнее, но от скачков температуры и осадков его надо беречь.
Сейчас студенты Челябинского государственного института культуры и профессионалы видео-арта из исторического музея Южного Урала снимают большой фильм о работе Виктора Грачева и мраморе Коелги. Сюжет фильма расскажет о разработке мраморного карьера, селе и его жителях — тружениках предприятия «КоелгаМрамор». А известный южноуральский фотограф Сергей Коляскин, о котором «Хорошие новости» не раз писали, снял скульптора за работой.
Фото: Сергей Коляскин
Видео предоставлено Виктором Грачевым