«Пришла зажатой после перелома ключицы, а сейчас летает»: «последний мим Челябинска» рассказал, как пантомима и ходули побеждают детские страхи
Поделиться с друзьями
В поселке Федоровка под Челябинском работает детский театр «Аккорд», где преподают актер, педагог по пантомиме и пластике Дмитрий Усков и театральный режиссер Лариса Гафарова. Сюда ходят порядка 20-30 детей с 1 по 11 класс, некоторые ездят издалека. кто-то приходят на час раньше формального начала занятий, а уходят на час позже, всё это — исключительно добровольно.
«Хорошие новости» отправились в Федоровку, чтобы узнать, как Дмитрий на пару с Ларисой учит детей изящно корчить гримасы, а еще — терпению и мужеству.
Дмитрий — не просто актер. Он называет себя последним мимом в городе, последним, кто преподает пантомиму. И считает ее глубочайшим из искусств, которое нужно изучать всем, кто выступает на сцене.
— Тело первично! — уверен Дмитрий. — Если оно проработано, то уже можно работать в драматических речевых спектаклях, несмотря на какие-то проблемы с дикцией. Когда тело не врет, слово вторично!
Дмитрий считает себя скорее педагогом, но и на сцене его еще можно увидеть. "Играющий тренер", — шутит Усков.
Жанр визуального театра, по мнению Дмитрия и Ларисы, очень подходят современным детям, которые живут в мире клипового мышления.
— Здесь много пластики, пантомимы, красивый реквизит. И магия: фокусы, танцы, акробатика, цирк, — считает Дмитрий.
Чтобы дети развивали тело, здесь есть ходули и джамперы. а еще мячики для жонглирования. Жонглирование развивает сосредоточенность и внимание, шарики можно покидать в свободное минутку. А ради ходуль и джамперов дети специально приходят пораньше.
— Бывает, приходят и драться начинают: «Я первый на ходули! — Нет, я!», — смеется Дмитрий.
В любой непонятной ситуации вставай на ходули
По словам педагога, ходули помогают найти баланс и убирают страх высоты. Они дают иное мироощущение, позволяют ребенку почувствовать себя большим и посмотреть на мир сверху. И здесь, на самом деле, заложен еще один скрытый смысл: раскрытие мужества в ребенке.
— Станиславский говорил, что актера раскрывает мужество, — рассказывает Дмитрий.
Именно этим и занимаются в «Аккорде». Ходьба на ходулях — мужество, трюки с прыжками — мужество, выйти на сцену перед зрителями — мужество в квадрате! Впрочем, самым серьезным испытанием Дмитрий считает уличные спектакли.
Даже на репетициях актеров есть зрители
— В зрительном зале ты выходишь, зрители смирно сидят в своих креслах, свет выключен. А на улице все ходят. И попробуй тут не быть полным решимости воином — ты проиграешь. Уличный театр — самое честное искусство. Или работаешь на 100%, или на тебя не будут смотреть, — уверен актер и педагог.
Сначала ребята выступают со спектаклем на улице перед ДК «Бригантина», здесь у них есть свои зрители — из соседнего детсада приходят целые толпы! Потом юных артистов приглашают на городские выступления, в том числе на фестиваль «Театры без крыш». Затем ребята ездят на фестивали в другие города. И везде нужно заинтересовать своей игрой прохожих.
На подготовку перфоманса с практически незнакомыми людьми у актеров совсем немного времени. Репетиции проходят четыре дня всего по четыре часа.
Каждый ребенок приходит со своими проблемами, которым педагогам надо решать в индивидуальном порядке.
14-летний Витя сейчас — один из ведущих солистов «Аккорда», а несколько лет назад панически боялся выходить на сцену.
— Мы поняли, что надо в его глазах снизить значимость спектакля, как будто это какая-то обыденность — «Да просто спектакль, пфф, ничего особенного», — объясняет Лариса. — Но это только с ним работает, с остальными так нельзя.
Дети любят своих педагогов и отмечают индивидуальный подход
Данилу 11 лет, он способный артист, по мнению педагогов, но вот только у него низкий болевой порог. А в пластическом театре, впрочем, как и в жизни, без падений не обойтись. Педагоги учат мальчика справляться с ними без лишних слез.
— Другой ребенок может, ударившись, тут же встать и побежать, а для него это подвиг. Мы наблюдаем за становлением маленького героя, — объясняет Дмитрий. — Данил артист, и раскрывается через преодоление, и ему самому это нравится.
Данил, действительно, уже второй год ходит в «Бригантину» и получает удовольствие.
— Я научился жонглировать, ходить на ходулях и джамперах, у меня появились много новых друзей. Я играл пирата в спектакле, мы там прыгали на скакалках. Немного боялся выходить, но меня поддержали, сказали, что не надо бояться. Мама видела спектакль, ей понравилось, она меня похвалила. — рассказывает Данил.
У Дан важная роль в спектакле: самолет сам не полетит!
15-летнюю Ксюшу год назад «переманили» в «Аккорд» из дзюдо. Девочка два года занималась спортом, однако была слишком зажатой после травмы.
— На соревнованиях мне сломали ключицу из-за того, что была слишком открытой. После этого я зажалась, — вспоминает Ксюша. — В плане общения всегда была раскрепощенной, но в теле замкнулась.
Лариса и Дмитрий, увидев «материал», с которым нужно работать, ахнули: плечи опущены, взгляд в пол, всё тело закрыто — как же из нее делать актрису пластического театра? При этом у юной спортсменки уже был опыт театральных занятий в «Аритмии», однако там упор делался на теорию и голос, а не тело.
Сейчас, спустя год занятий, на педагогов смотрит уже другой человек — с расправленным плечами, поднятой головой, горящими глазами. Она прыгает и кувыркается на сцене, летает на ходулях, может играть важную роль и в спектакле, и в коллективе: ей, например, доверяют провести общую разминку перед занятием.
"Вдох глубокий, руки шире" - это Ксюша проводит разминку!
При этом Дмитрий и Лариса работают не только с телом, но и с головой артиста.
— Я начала заниматься саморазвитием. Например, читала философскую книгу, и когда что-то не понимала — мне всё объясняли в красках, с интересными примерами. Они мне очень помогли. — рассказывает Ксюша.
Сейчас юная актриса учится в десятом классе, а после одиннадцатого класса она хочет поступать в театральный вуз.
В одной из сцен герои сушат перья на веревках.
К слову. в «Бригантине» нет разделения по возрастам, напротив: старшие и младшие ребята занимаются вместе. И младшие обязаны слушаться — даже если старшие на них ругаются! Это правило дисциплинирует и тех, и других. Иерархия здесь похожа на многодетную семью: мама Лариса, папа Дмитрий и очень много братьев и сестер.
И главная цель Дмитрия и Ларисы — вовсе не воспитать будущих артистов МХАТа.
— Самое важное, чтобы они росли хорошими детьми и выросли в хороших людей, — говорит Дмитрий.
— Вдруг у нас воспитывается будущий президент, губернатор, министр экологии, директор школы, просто будущий многодетный родитель? Это должен быть здоровый человек с правильным ценностями, — считает Лариса.
При этом за «правильными ценностями» в коллективе следят сообща: если сюда попадает, например, курящий подросток, то любящие «братья и сестры» объясняют, что здесь другие правила и приоритеты, а пластический театра — для сильных и духом, и телом.
Напомним, ранее «Хорошие новости» публиковали спецпроект о фестивале «Человек театра» и мастер-классах для юных актеров.
Основатель и художественный руководитель «Театрального пространства Свобода» челябинский режиссер Алексей Тетюев открыл театр на территории бывшего завода «Оргстекло».
«Хорошие новости» узнали, сложно ли организовать свой театр и с чего надо начинать.