Про динозавров и манную кашу с комочками: музыканты из Челябинска начали играть рок-н-ролл для детей
Мы уже писали о рок-музыканте из Челябинска Антоне Котикове — он автор песен, вокалист и идеолог кантри-квартета The Motors, а еще педагог, который бесплатно учит детей звукорежиссуре в музыкально-нотном отделе библиотеки Маяковского. Сейчас Антон и The Motors работают над новым рок-проектом для детей и родителей «Папазавры». Музыканты шутят, что на четверых у них восемь детей, поэтому начинать создавать рок-н-ролл, который можно слушать с дошкольниками, рано или поздно было просто необходимо.
В студии команда записала первую песню — «Про динозавров». На концертах звучит еще с десяток треков.
— «Папазавры» — на первый взгляд, те же самые The Motors, классический рок-квартет: две гитары, бас, барабанная установка. Но формат и звук совсем другие. — поясняет Антон Котиков. — Всем нам примерно по сорок лет, в музыке уже давно. С бас-гитаристом Егором начинали играть в 2003 году. 13 лет назад появился квартет The Motors, который мы основали с нашим гитаристом Костей. Кстати, Костя играет еще и на флейте. Ударники менялись. Сейчас за барабанной установкой Саша — абсолютно наш человек, прекрасный музыкант, он задержался в коллективе. Еще Саша хороший отец, и ему очень зашла идея «Папазавров». Вообще «Папазавры» — песни отцов, о том, как мы видим мир, живем, рассуждаем, воспитываем детей. Я задавался целью сделать рок-музыку, которую можно спокойно слушать вместе с ребенком, чтобы ни взрослые, ни дети не сошли при этом с ума. Если говорить о русском роке, дети с родителями чаще всего включают «Короля и шута» — весело, угарно, сказочно, мелодии запоминающиеся, можно подпеть. «Папазавры» в лирике и общем настроении ориентируются на классику советской детской песни, — это лучшее, что создано в жанре. Почти все, что написано в смежных жанрах за последние 25 лет, можно фактически и во внимание не брать.
Автор текстов большинства песен — Антон Котиков, у которого растет сын Макс. Восьмилетний Максим слушает самую разную музыку — от Владимира Высоцкого, Игоря Растеряева и песен про подвиги и десантников до блюзов Джо Бонамасса. А сын барабанщика «Папазавров» Миша обожает саблезубых тигров, и однажды попросил сочинить песню про них. Так в репертуаре «Папазавров» появился трек про саблезубого тигра, у которого болят зубы. Есть песенка про манную кашу с комочками: субботним утром ее сварил детям папа, который всю неделю работает. Эту песню «Папазавры» мечтают записать с полноценной духовой секцией, ищут духовиков, готовых помочь воплотить идею. Есть отцовская колыбельная, песенки из серии «ребятам о зверятах» и песня с рабочим названием «Эпоха мальчишек» — про пацанов, героев бетонных домов, которые гоняют на великах по городским дворам.
— Мне хочется, чтобы нормальные парни росли. — делится создатель «Папазавров». — Они должны юнгами побыть, или, там, Тимурами с командой, а эту возможность будто выбили у детей из-под ног. Мне кажется, мальчишке, чтобы вырасти правильным, нужны герои из реальной жизни. А кто сегодня эти герои? Поэтому надо обсуждать такие темы как дружба, авантюризм, преданность, обязательно — любовь к Родине. Но не в пафосном контексте, а просто с искренним уважением и привязанностью к месту, где ты родился. В 13-14 лет как раз самое время говорить об этом. Еще хочется, чтобы дети, слушая нашу музыку, как минимум, не глупели. А в идеальном варианте — становились умнее и развивали словарный запас.
Антон подумал даже о том, чтобы детям было легко подпевать «Папазаврам». Первый сингл «Про динозавров» написан так, чтобы дети, которые захотят подпеть, могли вовремя успевать взять дыхание. Взрослый споет эту песенку чуть ли не на одном дыхании, а детские легкие меньше, это важно учитывать. Если прислушаться, в песне можно услышать паузы как раз в тех местах, где ребенку удобнее всего делать вдох. Сейчас музыканты отбирают треки для первого альбома. Они будут рассчитаны на самые разные возрасты, примерно от четырехлеток и до подростков. Пока «Папазавры» — проект живой музыки, и детские песни звучат в рок-клубах на выступлениях The Motors.
— Честно предупреждаем аудиторию — мол, в программе блок детских песен, кому невмоготу, сможете выйти. — рассказывает Антон Котиков. — Но люди их принимают очень тепло. Когда играем взрослый рок, народ пляшет, веселится. А эти песни именно слушают. Больше скажу: поем мы, например, двадцать своих песен и пять детских. И в личку после концерта сыплются видосы и отзывы именно про детскую программу.
Послушать «Папазавров» можно на всех площадках — в ЯндексМузыке, ВК, экосистеме Сбера, на устройствах Apple. Проектом заинтересовался музыкальный лейбл из соседнего Екатеринбурга — Первое Свердловское музыкальное издательство, специализирующееся на самой разной нестандарной музыке, от лютневой до французского шансона или казачьих колыбельных.
— Я не воспринимаю «Папазавров» как развлечение или способ расширить аудиторию нашей группы. И иллюзий не строю, понимаю, что массово эта музыка вряд ли зайдет. Тем не менее, если она сподвигнет ребенка взять с полки «Робинзона Крузо», «Судьбу барабанщика» или «Повесть о настоящем человеке» — значит, все правильно делаем. И еще: когда преподаю школьникам звукорежиссуру в библиотеке Маяковского, вижу, как растут дети без отцов. Не хочу никого обидеть, но это грустно. Часто бывает и так, что в жизни или квартире папа присутствует, а по факту его нет. Если наши песни заставят взрослых мужиков задуматься о ценности отцовства, о том, как быть не самым плохим отцом, буду вообще счастлив. Еще одна моя мечта — сделать большой атмосферный живой концерт «Папазавров» для детей, чтобы они подпевали и шуршали в зале шоколадками. Но сначала надо завершить всю работу и доделать все, что мы хотим показать.
Фото: личный архив Антона