Встает в три утра и выполняет 150% нормы: рассказываем, как на ЧТЗ «кует победу» токарь, который почти ничего не слышит

Владислав Чудинов — токарь пятого разряда. Десять лет он работает на «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (входит в концерн «Уралвагонзавод») и его ставят в пример. У него золотые руки и нет брака. Правда, добрых слов от начальства Владислав не слышит — не потому что начальство плохое, а из-за нарушения слуха. Он общается на жестовом языке глухих, но коллеги его понимают даже без специальных знаний.
Узнав о таком удивительном работнике, «Хорошие новости» отправились на завод, чтобы встретиться с Владом и узнать, действительно ли можно «слышать» станок, даже имея инвалидность по слуху.

Влад приехал в Челябинск из родного Пермская края и здесь поступил в техникум им. Шуба, где ребят с инвалидностью обучают рабочим профессиям.
— Мой друг пошел учиться на токаря, выпустился, рассказал мне, — объясняет через сурдопереводчицу Влад. — Я посмотрел, послушал его, мне понравилась профессия. Я понял, что смогу справиться. Приехал и поступил.
Во время практики его отправили на ЧТЗ. Там мастера переглянулись и решили: такого смышленого и работящего паренька надо забирать в свой цех насовсем.
— Я увидел в нем перспективу, трудолюбие и уверенность в себе, — говорит начальник участка, где работает Влад, старший мастер Евгений Киреев.

Так, окончив техникум токарем четвертого разряда, Влад пришел на ЧТЗ — это его первое и единственное место работы.
Здесь он изготавливает бронзовую втулку для шатуна двигателя [больше никаких подробностей нам раскрывать нельзя — оборонное предприятие, как никак! — прим. ред.]. Начальство довольно: парень не просто выполняет сменное задание, но еще и перевыполняет — настоящий стахановец!
— Что нас в нем поразило — он за кратчайшие сроки начал делать выработку, причем такую, что мы за последние годы не видели. Даже при малом опыте Влад быстро освоил операции и начал выдавать выработку в полтора раза больше нормы, — подчеркивает начальник автомеханического цеха Вячеслав Мезенцев. — И самое главное, что он очень ответственно относится к качеству изготовлению деталей.
Если случается авария или форс-мажор, Влад всегда задержится и поможет, выполнит задание точно в срок — только скажите нужные цифры. Даже если формально он имеет право уйти с концом смены — никогда так не сделает, пока вся работа не будет доделана.
— Бывает, например, сломался станок. Его чинят, это занимает некоторое время — час, два, три. А детали надо сделать, норму выполнить. И Влад задерживается, но выполняет эту норму, — говорит начальник участка.

Чтобы похвалить за это, сурдопереводчик не нужен: достаточно «пальца вверх» и премии на карточке. Хотя начальник Влада Евгений Киреев знает жестовый язык и может что-то объяснить своему подчиненному. Сурдопереводчицу Софью Юдину уже редко задействуют — в основном в «воспитательных работах».
— Да Влада бесполезно воспитывать, он уже воспитанный — шутит старший мастер.
— Я стараюсь не терять зря время и просто работать, — подтверждает Влад.

На участке, помимо Влада, работают и другие слабослышащие — всего на ЧТЗ порядка 400 таких рабочих. Иногда кому-то надо объяснить, что нужно соблюдать дисциплину.
— Ругательную лексику я, конечно, не перевожу, — говорит Софья Дмитриевна. — Я даю понять ребятам, что она была, но не перевожу никогда.
Влад тоже помогает донести информацию до других слабослышащих и даже помогает обучать рабочих. Например, Ильнур пришел с механо-сборочного цеха, Влад взял на себя роль наставника, со временем всему его научил — можно сказать, воспитал себе помощника. Теперь у Ильнура неплохо получается, считает начальство.
— За два года из «нуля» в «пятерочку», — отмечает Евгений Киреев.

На заводе регулярно собирают средства на спецоперацию — кто сколько может. Рабочие складывают «в общий котел» по несколько сотен, кто-то отдает тысячу и больше.
— Он единственный со всего завода, кто отдал 27 тысяч — просто как с куста перевел, — говорит начальник цеха Вячеслав Мезенцев. — И это было не один раз, каждый раз, когда собираем деньги, он всегда больше всех выделяет. Мы ему объясняли, что, может быть, не надо сколько, может себе что-то надо, а он — «пускай все туда пойдет». Вот он за это тоже получил грамоту от завода, за помощь.
— Я хочу помочь, поддержать наших ребят в этой ситуации, — объясняет Влад через Софью Дмитриевну. — Скоро опять будем деньги собирать, я снова помогу.
Перевести значительную сумму на необходимые бойцам вещи — это дополнительный для Влада способ помочь нашим парням на фронте, помимо добросовестной работы. Заниматься любой волонтерской работой парню просто некогда: график очень серьезный, на оборонном заводе — мобилизационный режим. В пятому часу утра Влад приходит на завод, в шесть вечера уходит. Работает по пять дней в неделю, иногда может выйти и на шестой. Приходит домой — он живет в общежитии завода — в седьмом часу вечера, не ужинает, потому что на заводе неплохо кормят, и ложится спать, ведь в три утра уже вставать на следующую смену. Впрочем, кажется, что самого Влада такой график не слишком напрягает.
— У меня просто нет вредных привычек, поэтому мне проще, у меня хватает сил, — объясняет он.

В выходные Влад любит гулять по городу — предпочитает парк Пушкина, сад Победы, парк Терешковой и, конечно, парк Гагарина. Вот Кировку не жалует, там народа слишком много. А набережная Миасса нравится, да и вообще природу он любит — леса, реки, озера.
— Только от реки запах идет, ее надо чистить, — показывает Влад.
Гуляет Влад в основном один: он интроверт, девушки нет, друзей немного — в основном хватает общения с ними на заводе. Иногда парень ходит в кино, обычно выбирает «Синема парк» в «Горках»: и ближе к дому, и, главное, есть субтитры к фильмам. Зимой, например, смотрел на большом экране фильм «Финист. Первый богатырь». А еще Влад с детства занимается волейболом — сейчас он играет в команде цеха и соревнуется с другими цехами.
В отпуск Влад хочет поехать на Алтай — он уже был там вместе с мамой, но летом. Теперь хочет поехать зимой, покататься на лыжах в горах.
В будущем Влад хочет жить в Челябинске и продолжать работать на ЧТЗ. В начальство не метит — работа токарем пятого разряда его вполне устраивает. Можно, конечно, получить шестой разряд, но подходящей работы для такой квалификации на участке нет, а куда-то переходить Влад не собирается: предан своему делу и своему участку.
Фото: предоставлено ЧТЗ-УРАЛТРАК