«У вашей дочери остался один яичник — надо беречь»: детский хирург-гинеколог рассказала, почему нельзя откладывать осмотр
Дарья Гузаева — детский хирург, гинеколог и онколог (аккредитация в процессе оформления) Челябинской областной детской клинической больницы. Сочетание специальностей уникальное не только для региона, но и для России.
Узнав о таком уникальном специалисте, «Хорошие новости» напросились на чай в ординаторскую: мы хоть и не специализируемся на медицине, но темой интересуемся. Дарья решила нас немного попугать, чтобы мы, в свою очередь, попугали родителей, ведь чем раньше их дочки придут на осмотр, тем лучше.
О «женских» опухолях у девочек-подростков, стереотипах и как говорить с детьми о половом созревании, читайте в материале ХН.
Дарья Юрьевна с детства знала, что будет врачом. Притом, что в семье не было ни одного медика.
— Я счастливый человек, никогда не было мук выбора. В детском саду спрашивали «Даша, кем ты станешь в будущем?». Я отвечала: «Буду кардиохирургом». Откуда я взяла это слово? — смеется Дарья Юрьевна.
После школы поступила в Челябинский мединститут на педиатрию, во время обучения определилась, что будет хирургом. Завкафедрой, Валентина Федоровна Долгушина, предложила пойти в гинекологи, но юная Даша отмахнулась — мол, не мое это.
В 2010 году Дарья пришла работать в ЧОДКБ детским хирургом. Она была единственной женщиной в отделении, и всех девочек с проблемами в гинекологической сфере автоматически направляли ей. Детского гинеколога в больнице не было, для консультаций вызывали ту же Валентину Федоровну — главного внештатного детского гинеколог регионального Минздрава. Однако было ясно, что больнице нужен свой специалист, а Дарья Юрьевна была самым подходящим вариантом. Правда, у врача были другие планы: она собиралась во второй декрет. Когда дочке Глафире исполнился год, Дарья захотела вернуться в медицину, и ей предложили все-таки пройти обучение на гинеколога — вакансия оставалась свободной.
— Я поступила в интернатуру, училась, можно сказать, вместе с дочерью, она прекрасно засыпала под билеты, но и сама что-то запомнила, в садике рассказывала, — улыбается врач.
Закончив интернатуру, Дарья отправилась в московский Центр акушерства и гинекологии им. Кулакова, чтобы пройти обучение именно на детского гинеколога. Осень проучилась, в декабре 2014 года вернулась с «корочками» на руках и огромным багажом новых знаний в голове. С 2015 года начала работать детским гинекологом.
— Был случай: девочка, 16 лет, приехала из небольшого городка в области. Три месяца болит живот, тошнота, рвота. Лежала в местном стационаре в хирургии несколько раз. В итоге мама сказала: «Дайте направление, поедем в Челябинск». Это оказался перекрут придатков матки. Очень серьезная и запущенная ситуация, в малом тазу был просто кошмар. Мы удалили один яичник и маточную трубу, — вспоминает Дарья Юрьевна. — Был высокий риск перекрута со второй стороны, я сказала маме, если у дочки снова будут боли — бегом в больницу. Остался один яичник, надо его беречь как хрустальную вазу. Через полгода они экстренно приезжают, а на улице, к слову, жуткий снегопад. Сделали операцию. Был перекрут второго яичника, но к счастью, удалось сохранить кусочек.
После операции врач объяснила пациентке — той уже было 17 лет. почти взрослая, — что ее шанс в будущем стать мамой весьма невелик. Через два года девочка позвонила Дарье Юрьевне, которая поддерживает связь со всеми бывшими пациентками, и рассказала, что выходит замуж. Жених знал о проблеме и был настроен серьезно: «Усыновим».
— Еще через год она мне снова звонит и говорит, что беременна — сама, без ЭКО. Это настоящее чудо! Родилась замечательная девочка, — с улыбкой рассказывает врач. — Здесь большая заслуга мамы, которая когда-то не стала затягивать и быстро привезла дочь в больницу во второй раз.
В прошлом году в отделение поступила 16-летняя девочка с опухолью матки. Дарья Юрьевна понимала: случай сложный, ребенку могут удалить матку, в Челябинске такое почти не оперируют. Договорились о переводе в московский онкоцентр им. Блохина. Дарья попросила: можно мне быть на операции? В Москве удивились, но возражать не стали. Врач прилетела буквально на один день, чтобы посмотреть, как проводят подобные операции с сохранением органа. Увидев такое рвение, в Москве предложили челябинскому специалисту пройти у них обучение: «Бюджетное место дадим, общежитие предоставим, приезжайте». Главврач Галина Киреева отпустила подчиненную, и та несколько месяцев пробыла в Москве, учась на онколога.
Сейчас Дарья Юрьевна проходит аккредитацию — множество тестов, после которых она станет квалифицированным онкологом. Врач объясняет, что прошла это обучение не для того, чтобы сменить специализацию, а чтобы углубиться в нынешнюю и лечить девочек-подростков с опухолями матки и яичников.
Дарья Юрьевна рассказывает: очень многие проблемы можно предотвратить, если вовремя обращаться к врачу, а вот как раз с этим у некоторых родителей проблемы.
— Приходит ко мне девочка, проблемы с циклом уже несколько лет. Спрашиваю: «Почему раньше не обращалась?». «Мама говорит, нечего ходить к этому извращенцу [врачу-гинекологу]», — вспоминает Дарья Юрьевна. — Иногда у старшего поколения бывают предубеждения: «У меня тоже такое было», «Родишь — пройдет». Поэтому я куда позитивнее отношусь к тем людям, у которых что-то кольнуло, и они бегут к врачу, чем к тем, кто годами терпит, мол, само пройдет.
Дарья Юрьевна подчеркивает: в ее работе важно доверие юной пациентки. Найти контакт с ребенком — 70% успеха диагностики и лечения.
— Если девочка тебе не доверяет, она просто ничего не расскажет, не даст себя осмотреть. Это большая психологическая работа с детьми и родителями. Иногда с мамами приходится больше работать, — признается врач.
Совсем недавно к Дарье Юрьевне на прием приходила девочка-подросток вместе с мамой: девочке нужна была справка для поступления в колледж. Вот только от осмотра ребенок отказался, несмотря на уговоры, да и мама поддержала: «А зачем ее осматривать? Вы нам просто справку выпишите, и все!».
Дарья Юрьевна вспоминает: несколько лет назад одной девочке на школьном медосмотре, видимо, тоже «просто выписали справку». Через несколько месяцев ребенок поступает к ним в больницу, помимо болей и прочих жалоб — большой живот. Начал расти несколько месяцев назад, врачи говорили, что ребенок просто много ест. В итоге это оказалось злокачественное новообразование яичников, 4 стадия с метастазами. Проблему можно было обнаружить раньше, если просто хорошо осмотреть, ощупать живот ребенка.
— Один раз такое увидишь — и напрочь отшибет желание писать «заочно» справки, — назидательно говорит Дарья Юрьевна.
К счастью, история закончилась хорошо: химиотерапия подействовала, и та девочка — уже молодая женщина — жива и здорова.
«Хорошие новости» попросили Дарью Юрьевну дать несколько советов родителям — как говорить с детьми о половом созревании и как выбрать врача.
- С малого возраста нужно говорить с детьми честно и прямо, выдавать информацию по возрасту. Пятилетний ребенок не поймет ничего про зиготы, но и 11-летний покрутит пальцем у виска, если сказать, что вы нашли его в капусте.
- Называть половые органы своими именами, без метафор.
- Маленький ребенок воспринимает врача через восприятие родителя, поэтому важно относиться к гинекологу так же, как к остальным врачам.
- Если участковый детский гинеколог не нашел контакт с ребенком — надо менять на того, который найдет (правда, в Челябинске детских гинекологов не так много!).
- Если вы стесняетесь обсуждать с ребенком вопросы, связанные с интимной гигиеной и половым созреванием — придите ко врачу и попросите его обговорить с девочкой все волнующие вопросы.
— У ребенка бывают вопросы, которые трудно задать маме, какие бы доверительные отношение ни были. Например, приходит ко мне девочка с вопросом «Как пользоваться тампонами?». О таком она не спросит маму, — объясняет Дарья Юрьевна. — И вообще очень много вопросов по личной гигиене и циклу.
Также врач подчеркивает: на приеме она обязательно рассказывает пациенткам, что собирается делать. Если ребенок наотрез отказывается от чего-то, никого насильно не заставляет. Уговаривает, объясняет, почему это важно. Даже если родитель пытается заставить дочку, Дарья Юрьевна это пересекает: еще не хватало, чтобы ребенок получил психологическую травму и в будущем боялся гинекологов как огня.
Врач уверена, что в стране надо вернуть лекции по гигиеническому воспитанию в школах и детсадах. Разумеется, лекции должны читать люди с медобразованием, причем только с письменного согласия родителей, которые будут заранее знать темы беседы.
— Ребенок лучше воспринимает информацию от постороннего человека. Специалиста, но постороннего. От мамы с папой подросток рефлекторно «закрывается». А доктор будет говорить грамотным языком без метафор и «сюси-пуси», — объясняет Дарья Юрьевна.
Врач надеется, что в новом корпусе ЧОДКБ, где будет больше места, специалистов и возможностей, начнет развиваться служба репродуктивного здоровья. Там врачи смогут заняться профилактикой и лечением заболеваний, связанных с репродуктивной системой юных пациентов.
Фото: Надежда Тютикова; ЧОДКБ