Сверхдружелюбный Толик, магазинные воры и соседи с перфораторами: как проходят будни челябинского участкового
В Калининском районе Челябинска, у «Теплотеха», служит участковый Артём Имаев. 27-летний старший лейтенант был участником конкурса «Народный участковый», представлял Челябинскую область на федеральном уровне. «Хорошие новости» встретились с Артёмом и попытались выяснить, как проходят будни «самого близкого к народу» полицейского.
Сразу раскроем секрет: работа участкового — это много бумажной волокиты, ходьбы по квартирам, жалоб и очень мало «полицейского экшена» с погонями, арестами и перестрелками. Впрочем, оно и к лучшему.
— Большинство дел и заявлений — это бытовые драки, в том числе семейные. Чаще всего — на нетрезвую голову. Муж и жена выпили, поссорились, подрались, пишется заявление, — рассказывает Артём.
На любителей весело провести время, будучи под градусом, частенько жалуются соседи. Особенно, если дело происходит во дворе, а тем более ночью.
— Раньше часто были вызовы по одному адресу. Там живёт инвалид Толик, он плохо ходит и почти не выбирается из квартиры, зато ведёт аморальный образ жизни, много пьёт. И к нему приходили друзья, такие же, как и он, только не инвалиды. Соседи жаловались, часто вызывали, — рассказывает Артём. — Ночью под окнами постоянно были крики «Толя, скинь ключи», «Толя, открой дверь». В домофон во все квартиры звонили.
Особые опасения вызывал у соседей тот факт, что в доме, вообще-то, газ, и в квартире дружелюбного Толика тоже есть газовая плита. Вопрос решили через администрацию района. Толику отключили газовую плиту. Продукты мужчине периодически приносят соседи и друзья, которые ведут себя заметно тише.
Была ещё одна длинная история противостояния, в котором Артём играл роль миротворца. Противостояние, надо сказать, классическое: бабушка против вечного «сверлящего соседа». Пожилая жительница Татьяна почти ежедневно жаловалась на соседа Владислава, который недавно купил квартиру и, конечно, занялся ремонтом.
— Звонит и плачется: «Он опять сверлит», — вспоминает участковый
Из-за постоянного шума у женщины поднималась давление. Артём регулярно приезжал к Татьяне, говорил, мол, милая бабушка, все законно, ничего не поделаешь, смиритесь. К тому же, Владислав делает ремонт только днем, завершает уже к 18-19 часам. «Тихий час» в Челябинской области не установлен, соседи должны договариваться самостоятельно.
— Я ему говорю: «Ну сделай ты перерыв на час-другой, пусть бабушка успокоится, примет таблетки», — делится Артём.
Перипетии длились полтора года, пока Владислав, наконец, не завершил ремонт. Но если вы думаете, что на этом закончилось противостояние соседей, то ошибаетесь.
— Потом старушка начала жаловаться на громкую музыку из этой квартиры! — смеётся Артём. — Музыку он тоже слушал только днем — ничего противозаконного.
В итоге все разрешилось мирно: Владислав нашёл подходящую громкость, которая не мешает пожилой соседке.
Еще одно частое занятие для участкового — искать мелких воришек, которые крадут продукты из магазинов.
— Чаще всего это наркоманы, которым нужны деньги на дозу. Выносят чай, кофе, колбасу, сыры. Потом «толкают» это ближайшим ларькам на остановках по сто рублей за продукт, — объясняет Артём.
Как же участковые ловят воришек? Здесь помогают современные технологии, а именно — камеры. У полиции есть доступ к камерам «Интерсвязь», к системе биометрии.
— Можно загрузить в систему лицо человека, если человек попал на камеру, например, домофона, то нам сразу сигнал поступает, мы выезжаем, — рассказывает участковый. — Можно даже вычислить, в какую квартиру он заходил, и на месте поймать.
Однажды таким образом участковый поймал мужчину, который сломал кому-то нос: по прописке не жил, работал неофициально, в городе-миллионнике так легко не найдёшь. И вдруг засветился на камере домофона. Наряд прочесал подъезд, и в последней квартире на верхнем этаже нашёл нужного человека — оказывается, снимал здесь квартиру, тоже неофициально.
— Еще мы внутри участка ведём нашу личную базу, просто создаем чат в мессенджере, туда скидываем фото лиц, которых привлекали за кражу в магазинах. Так гораздо проще найти возможных виновников, когда в дальнейшем смотрим камеры наблюдения в магазинах. Ведь чаще всего воруют одни и те же, — объясняет участковый.
Впрочем, большая часть работы Артёма — это бумаги: заявления, протоколы и прочая бюрократия, с которой иногда приходится сидеть до 22-23 часов, когда формально рабочий день завершился несколько часов назад. После такого трудового дня уже остаётся немного сил на какие-то хобби, и большую часть вечеров Артём проводит дома с женой Марьяной за просмотром фильмов. Раньше периодически смотрел что-то про полицию, детективов и ловлю преступников, однако настал черёд жены выбирать фильмы — теперь дома волей-неволей приходится отдыхать от полицейской работы.
Фото: Надежда Тютикова