Продолжая движение на юг Челябинской области с автопробегом, спецкор "Хороших новостей" посетил Нагайбакский район – родину малочисленного народа Челябинской области, казаков-нагайбаков. Когда-то за верность и преданность российскому престолу императрица пожаловала их в служивое сословие, а после наполеоновских войн нагайбаки со своими семьями были поселены в степях Южного Урала, тогда – Оренбургской сторожевой линии.
Изгородь в Париже
Происхождение нагайбаков, тюркоязычного и православного народа, остается загадкой. Есть легенда о ногайской княжне Суйембике, выданной замуж за казанского хана. По пути в Казань ее сопровождали 600 молодых неженатых джигитов, выходцев из знатных и богатых семей. Но внутренние усобицы привели к отстранению княжны от власти, а джигитам было запрещено возвращаться на родину. Они ассимилировались с местным населением, а после завоевания Казани Иваном Грозным крещены и выселены в Башкирию.
Улица в Остроленском
В Башкирии была основана военная Нагайбакская крепость и на этих землях казаки-нагайбаки проживали более 300 лет, до 1840х годов. И в 1842 году проживающие в Нагайбакской крепости 1250 нагайбаков со своими семьями и детьми были переведены для несения войсковой службы в Челябинскую область (тогда – Оренбургскую губернию). О славном прошлом и трудовом настоящем района напоминает и его герб – меч, обвитый листьями пшеничного колоса.
Спецкор "Хороших новостей"— Нагайбакский район интересен и тем, что это, пожалуй, самый европейский район Челябинской области. За один день, находясь в этом районе, вы можете увидеть Париж, Балканы, Кассель, Фершампенуаз. Название этих и других населенных пунктов восходит к XIX веку, когда казаки получали здесь земли и называли свои села и станицы в честь мест победы русского оружия.
Районный центр – село Фершампенуаз, своим названием обязано французскому селу Фер-Шампенуаз, близ которого 25 марта 1814 года произошло сражение с участием нагайбакских казаков.
Вид на Фершампенуаз
Нагайбакская земля богата талантами и творческими коллективами. В Фершампенуазе мы увидели выступление и песни народного фольклорного ансамбля "Сак-Сок" и танец хореографического коллектива "Ивушка". В конце танца под музыку из оперы "Князь Игорь" девушки собрали из фрагментов, которые все время держали в руках, герб района.
Коллектив "Ивушка"
Обязательно загляните в музей камня, единственный частный музей такого рода в Челябинской области. Музей многие десятилетия собирал горный инженер, а сейчас горный спасатель МЧС и большой энтузиаст Александр Матор. У ворот музея вас встретят гномик-рудокоп и хозяйка медной горы и решат: пускать ли в музей или обратить в камень, чтобы вы стали еще одним из экспонатов музея. Если вы все же прошли первое испытание, то экскурсию вам проведет сам хозяин музея и в увлекательной форме расскажет про каждый экспонат. А посмотреть действительно есть на что: камни и композиции из поделочных камней самой разной формы, цвета, величины и рисунка никого не оставят равнодушным.
Музей камня и его хранитель
В саду камней под открытым небом посетители увидят минералы в первозданном виде, в каком они встречаются в природе, а в двухэтажном помещении музея – мелкие камни и искусные поделки из камней. Камни Александр Матор собрал и привез со всех уголков России – от Карелии до Дальнего Востока. В коллекции есть даже кусочек железного Сихотэ-Алинского метеорита.
Экспонаты музея
Еще одна достопримечательность села – храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 2005 году. Храм построен в византийском стиле и разделен на три предела. Храм назван в честь самой первой, еще деревянной церкви Фершампенуаза, построенной казаками в 1885 году, но не сохранившейся до наших дней.
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы
В бытовом и социальном плане райцентр и весь район ведут работу по улучшению качества жизни. 1 сентября в Балканском сельском поселении открывается новая школа на 200 учащихся. Еще в прошлом учебном году дети учились в старом здании школы. По району идет замена теплосетей, 80% сетей заменено. Продолжается газификация, в Фершампенуазе готовится 5 очередь газификации, не газифицирована примерно пятая часть поселка. А в Париже к голубому топливу подключается 60 домов. В районе ремонтируют дороги, эту колонну дорожно-ремонтной техники мы встретили по пути в Париж.
Ремонт дороги
Именно в селе Париж и была наша следующая остановка. Наверняка всем известна главная достопримечательность Парижа южноуральского, объединяющего его с европейским собратом –Эйфелева башня. Мачта сотовой связи, выполненная в виде всемирно известного символа Парижа, была открыта 24 июня 2005 года. Южноуральская Эйфелева башня в шесть раз меньше настоящей. Кстати, парижане, как настоящие европейцы, очень любят экологически чистый и полезный для здоровья вид транспорта – велосипеды.
Велосипеды Парижа
Еще в Париже есть страусиная ферма, на страусов приезжают посмотреть из соседних сел и даже районов.
Страусы живут в вольерах, каждая птица в отдельном загоне. Высота страуса около 2,2 метра и, учитывая, что это любопытные и агрессивные птицы, кормите их травой аккуратно. Кроме травы они питаются птичьим кормом, выдерживают мороз до -15 градусов, а с наступлением холодов, зимой, их переводят в теплое помещение.
Страус
Страусиное яйцо очень крепкое, а накормить им можно целую семьи. Или команду автопробега. На фотографии для сравнения, слева направо: перепелиное, цесарочье, индюшачье, куриное и сзади страусиное яйцо.
Яйца
Заглянув в сельский музей Парижа, вы увидите, как 100 лет назад выглядела настоящая нагайбакская казачья изба. Похожая на русскую избу, главный атрибут и отличительная её черта – это небольшой казанный очаг справа в печи. Он сделан для того, чтобы в жаркое время не растапливать всю печь, а приготовить обед только на малой печи, в казане. В музее, ранее доме купца второй гильдии Андрея Тинибаева, построенном в 1896 году, есть экспозиции, посвященные и нагайбакам, и казакам, и советскому периоду жизни Парижа.
В музее
Еще из культурных достопримечательностей села стоит отметить ансамбль казачьей песни "Рождество" и танцевальный коллектив "Солнышко". А природная достопримечательность Парижа – это ольховая роща на реке Кызыл-Чилик (Красный шиповник).
В Париже есть централизованное водоснабжение (хотя возле некоторых домов можно увидеть и колодезные журавли), работают школа, детский сад и дневной стационар, скорая помощь.
Ансамбль
Еще один поселок нагайбакского района с историческим названием - Остроленский.
Название поселка восходит к восстанию 1830-1831 гг. в Польше. Историк, доцент кафедры всеобщей истории и этнологии ЧелГУ Андрей Рыбалко считает, что поселок назван по имени польского города Остролёнка, под которым произошло решающее сражение той войны между польскими повстанцами и царскими войсками.. После победы под Остролёнкой, казаки Оренбургского казачьего войска принимали участие во взятии этого города. А век спустя, уже в годы Великой Отечественной, уроженец села, молодой комсомолец, танкист Иван Коновалов погиб в Польше, освобождая польскую Остролёнку.
Улица в Остроленском
Спецкорр "Хороших новостей"— На этих землях издавна обитали кочевые народы. Это подтверждает находка, сделанная обычным крестьянином из поселка во время пахоты. Плуг зацепил из земли камень, который оказался головой лошади из змеевика. Позднее ученые определили возраст каменной головы примерно в 3 тысячи лет, эпохи Аркаима и страны городов в южноуральских степях. Именно в аркаимском музее оригинал лошадиной головы из змеевика сейчас и находится. В окрестностях Отсроленки крестьянин во время пахоты нашел голову лошади из змеевика, как определили ученые, возраста примерно 3 тысячи лет, ровесница Аркаима. Сейчас оригинал головы находится в Аркаиме.
Заведующая остроленковским музеем Вера Леонтьева расширила наши знания о нагайбаках, рассказав о семейных традициях этого народа. Так, роль женщины в нагайбакской семье отличается от роли и места женщины в семье мусульманской. Раньше мужчины-нагайбаки, казаки, уходя на военные сборы на долгое время покидали свои семьи и все хозяйство ложилось на женщину. Поэтому имя многих нагайбакских родов восходит к женскому имени: Наты (Наталья), Таты (Татьяна), Мары (Мария). Детей в нагайбакских семьях воспитывают в соответствии с традициями. Так, детям говорят, что на стол залезать нельзя, иначе Тенгер-бабай (тенгер-божество) ударит их по голове. Из праздников нагайбаки отмечают масленицу, прощеное воскресенье, сабантуй и аш-бару (Михайлов день), что символизирует их связь с двумя культурными и религиозными традициями нашей страны.