Челябинские историки узнали, как жили монастырские певчие 500 лет назад и какое отношение к ним имел Иван Грозный
Руководители теологического направления в ЮУрГУ Николай и Наталья Парфентьевы опубликовали статью о быте и мастерстве монастырских певчих XVI-XVII века. Основой для исследования послужили архивы Иосифо-Волоколамского монастыря. Певцы монастырских хоров назывались клирошанами («крылошанами»), а их руководители — уставщиками. Основной состав хора — порядка 20 человек, другие монахи заменяли певчих по мере необходимости.
Репертуар был разнообразным, хотя современных нот на Руси тогда не знали, пели по крюкам. Хоры Иосифо-Волоколамского владели множеством мелодий-распевов. Чаще всего их называли по месту происхождения (московский, новгородский, усольский), по обители (чудовский, кирилловский), по именам распевщиков-композиторов (Крестьянинов, Логинов), по стилям (Демество, Путь, Большой распев).
— Обычно у монахов нет дохода, они получают в обители одежду и питание — этого довольно. Однако певчих Иосифо-Волоколамской обители приглашали в богатые храмы, а ещё — на боярские дворы по праздникам. Певчие получали вознаграждения и были, согласно исследованию челябинских учёных, людьми не бедными, занимая особое положение среди остальной монастырской братии. Однако плату (ругу) из монастырской кассы они не получали, в отличие от мастеров-строителей, сторожей и даже священником. Исключением был руководитель хора. Например, «головщик» Дионисий Верёвка служил за жалование 40 алтын в год, — рассказали в ЮУрГУ.
Сохранились и имена клирошан, например: Иван Нос, Яким Волошанин, Герасим Ворзомбский, Асаф Осётр, Вениамин Перфильев, Лаврентий Архангельский, Иона Саввинский, Даниил Кирилловский. Исследователи предполагают, что там, где вторая часть имени явно отсылает к названию известного монастыря, речь идёт о месте пострига человека. Получается, в монастырь «переманивали» лучших певцов из других обителей.Доверяли клирошанам и финансовые вопросы, такие как сбор податей с монастырских крестьян. Певчий Вассиан Юрятин вёл денежные дела на московском монастырском подворье.
Иван Нос, составитель песнопений XVI века, трудился на государевой службе в качестве крестового дьяка. Дьяки Крестовой палаты были первыми, кого видел царь Иван Грозный видел после пробуждения, помогали ему в совершении «келейных» служб и обладали влиянием в обществе.
Монастыри и в русской, и в европейской культуры были не только местами молитвы, но и крупнейшими культурными центрами, поэтому нередко создатели церковных мелодий могли оказаться и аскетами, и государственными деятелями. Самый известный из них — Иван Грозный, также создатель распевов. Нотная рукопись одной из стихир, составленных царем Иваном Васильевичем, была также обнаружена учёными ЮУрГУ Николаем и Натальей Парфентьевыми.
Фото: ЮУрГУ