Культовую программу на местном ТВ "Эфир 2" вспоминают до сих пор. По сути, она стала родоначальником коммерческого вещания на Южном Урале, однако любили ее не за это, а за фильмы и возможность лично прикоснуться к эфиру, стать как бы причастным к магии телевидения, заявить о себе через голубые экраны. Проект вспыхнул, как факел, и горел более 15 лет. А начался он с массовых беспорядков.
В конце августа 1990 года Челябинск захлебнулся в массовых беспорядках, которые позже назвали "Винным бунтом". Все началось с того, что в магазине "Северо-Западный" (ныне "Теорема") перестали продавать спиртное, а народ ждал, нервничал.
К вечеру 22-го августа после долгого и томительного ожидания километровая очередь превратилась в яростную толпу: стало понятно, что водки не купить и праздник не состоится. Тогда люди пошли громить Курчатовский райисполком, по пути швыряя камни в конторы и магазины. Власти пытались договориться с митингующими, но тщетно, переговорщиков не слушали. Все-таки дело было не столько в отсутствии алкоголя — эту проблему еще можно было как-то решить, — сколько в хаосе и беспорядке в стране: армяне и туркмены провозгласили независимость от СССР, людей раздражал дефицит и туманные перспективы, — в общем, накипело.
Считается, что этот снимок сделан в Челябинске как раз во время "Винного бунта"
На следующий день беспорядки продолжились, перелились через края Северо-Запада и разлились по центру Челябинска — вдребезги была разбита витрина "Молодежной моды" на улице Кирова, гудела площадь Революции, летели камни в милицию и ОМОН. Что в таком случае можно сделать? Опыта-то борьбы с беспорядками не имелось. Согласно легенде, ситуацию спасло телевидение, где начали "крутить" кино про "Кинг-конга" и "Робокопа". Программа на ГТРК, которая позже стала родоначальником коммерческого вещания в Челябинске, называлась "Эфир 2". Явление культовое, просуществовавшее до середины "нулевых" годов.
Возможно, "Эфир2" и не запускали специально под протесты, просто совпали даты. Однако справиться с хаотичным выступлениями на улицах это однозначно помогло. Люди перестали громить универмаги и уселись смотреть американские комедии и боевики. Сейчас сложно представить, что это могло кого-то удивить, но в 1990 году показ "Индианы Джонса" делал улицы города пустыми.
— Тогда московские начальники нам сказали, что отныне телеканал должен сам зарабатывать себе на жизнь. Мол, времена поменялись. И мы придумали такой формат: сначала исключительно по субботам, а позже и по средам, показывали оскароносные и просто хорошие фильмы. Первое время я ездил за лентами в Москву. Перед кино пускали рекламные сюжеты и ставили песни по заявкам. Заявки пользовались бешеной популярностью, — рассказал "Хорошим новостям" режиссер программы "Эфир 2" Игорь Иваньков.
Игорь Иваньков — за пультом, в центре
Происходило это так: человек, который хотел поздравить маму с юбилеем, приходил в студию ТВ на улице Орджоникидзе, оставлял заявку, платил в кассу. И ждал. Точнее, ждала вся семья: в назначенное время по телевизору начиналась заставка программы с неизменной мелодией из песни "Oh Yeah" группы Yello, а потом приятный голос диктора говорил: "Нину Ивановну Смирнову из Челябинска друзья и родные поздравляют с юбилеем и хотят пожелать крепкого здоровья, а также хорошего настроения. С праздником, Нина Ивановна. В подарок ваши близкие просят поставить для вас песню "Миллион алых роз" Аллы Пугачевой". Вот тут-то и начиналась магия, сделавшая "Эфир 2" культовой передачей: Пугачева пела не просто так, для всех, а конкретно для Нины Смирновой из Челябинска, в день ее рождения. К тому же, Алла Борисовна не просто пела, но еще и улыбалась в камеру. Дело в том, что Пугачеву можно было заказать и до "Эфира 2", на радио, но там проигрывали только песню, а тут транслировали клип! По словам создателей проекта, люди шли в ТВ-студию на Орджоникидзе толпами и не только из столицы Южного Урала, но и из области. Стоила одна заявка 30 рублей. Кстати, о "Винном бунте" — по тем временам на эту сумму можно было купить три бутылки водки.
Заставка "Эфира 2"
Впрочем, основные деньги "Эфиру 2" приносили рекламодатели: в начале рыночной экономики это были кооператоры и первые фирмы, торговавшие чем попало.
— Как сейчас помню, первый рекламный ролик, который мы делали был о помете. Какой-то мужчина обратился, сказал, дескать, у меня много куриного помета, хочу продать. Пять минут оплатил. Представляете, что это такое — пять минут рекламного сюжета о курином помете, — вспоминает Игорь Иваньков.
В какой-то момент популярность "Эфира 2" затмила вообще все телевизионные проекты Челябинска. Программу ждали,— она шла вечером, — горожане старались попасть домой вовремя, чтобы не пропустить выход, спешили, если задерживались на работе. Ну а как же, где еще посмотришь новые клипы или боевики? Здесь возникает логичный для 2018 года вопрос: "А как обстояли дела с авторскими правами?". Вопрос логичный для нашего времени, но несколько странный для Челябинска образца 1991-го года. Тогда слово "пираты" ассоциировалось разве что с фильмом "Пираты XX века" и приключенческими романами.
— Мы брали фильмы в видеосалонах и позже — в видеопрокатах. После кино, когда начинались титры, ставили плашку, что "Эфир 2", благодарит, например, видеосалон "Сеанс" по адресу такому-то за предоставленную пленку, — отмечает Игорь Иваньков. — Весь город ждал наших фильмов.
Оборудование, на котором делали "Эфир 2". Фото из музея ЧГТРК
Впрочем, когда страна уже плотно встала на рыночные рельсы, пришлось обращать внимание и на авторские права, и на много других деталей, которые в начале пути не имели значения: качество перевода, качество видео, а главное — конкуренция с домашними видеотеками. Закат "Эфира 2" растянулся на много лет, интерес вытесняли сначала видеомагнитофоны, появившиеся в каждой второй семье, потом DVD-проигрыватели, интернет. Легендарная программа приказала кланяться и долго жить в 2007-м году, когда уже наступила эра "Ютуба" и "безлимитного интернета". "Эфир 2" должен был закончиться как и все хорошее, зато вспоминают его до сих пор с трепетом и любовью.