Новости 26 января 2017

Интересный факт: в Челябинске живет 400 староверов, которые крестятся двумя перстами, не бреют бороды и поют по крюкам

Интересный факт: в Челябинске живет 400 староверов, которые крестятся двумя перстами, не бреют бороды и поют по крюкам
Позитив

По данным историков именно старообрядцы стояли у истоков развития города. 

Если петлять по закоулкам Колупаевки, то в районе перекрестка улиц Тарасова и Волгоградской можно наткнуться на неприметную избушку. Кособокий домик кажется заброшенным: одна его сторона как бы уползает под землю, другая — выпячивает бревенчатый бок. Массивные деревянные ставни этого дома почти всегда наглухо закрыты. Но порой, в дни больших религиозных праздников, ставни открываются, а в избе кадят челябинские старообрядцы поморского согласа (не принимающие священства — т.н. беспоповцы).

Сегодня аварийное здание по ул, Волгоградская, 26 — единственный молельный дом староверов Челябинска. Когда-то его передала общине одна из пожилых прихожанок — Агафья Романовна Клюкина. Много лет там молились и совершали религиозные обряды, однако со временем изба стала настолько ветхой, что вот-вот окончательно ссутулится и пропадет. Есть риск, что с ней пропадет и уникальная община челябинских староверов — хранителей древнего благочестия. 

Молельный дом староверов 

Эта история началась еще в XVII веке, когда некоторые православные христиане во главе с протопопом Аввакумом не приняли церковных реформ патриарха Никона, сохранив в неизменности обряд и традиции. Официальная церковь гнала старообрядцев, и они нередко готовы были броситься в костер, чем перейти под юрисдикцию канонической церкви. Старообрядцы используют крестное знамение двумя перстами, у них принято двукратное возглашение “Аллилуйя”, у православных – трехкратное, староверы делают земные поклоны, а не поясные, староверы признают только восьмиконечный крест, православные – восьми- шести- и четырехконечный. Помимо этого, есть еще целый ряд отличий, которые считаются принципиальными приверженцами старого обряда . 

Старообрядцы до революции 

Скитания забросили староверов и на Южный Урал. По данным историков, казаки-старообрядцы проживали в Челябинске и округе с первых дней существования города и внесли существенный вклад в его развитие. Взять, хотя бы, знаковые для Урала фамилии владельцев заводов: Демидовых, Кокореных, Лугининых, историки связывают их со староверами. Может быть, благодаря покровительству богатых промышленников, к началу XX века у поморской общины имелось несколько храмов в черте города: один находился примерно в районе перекрестка современных улиц Кирова и Калинина, а один — у городской больницы, был еще молельный дом на современной улице Коммуны. Всего численность приверженцев старого обряда в те годы составляла около 2000 человек. 

Революция и последующие репрессии в прямом смысле не оставили камня на камне от старообрядческих храмов, но верные древнему благочестию тайно собирались на частных квартирах и в домах. Один из таких домов — тот самый, на улице Волгоградская, который в 1980-е годы передала общине Агафья Романовна. По словам старосты челябинской общины старообрядцев-поморцев Дмитрия Каргаполова, сейчас в городе проживает около 400 староверов. Причем, среди них есть не только пожилые люди, но и молодежь, подростки и даже дети. Эти семьи по сей день чтут традиции, которые не менялись с реформы 1666 года. Мужчины отпускают роскошные бороды, крестятся двумя перстами и практикуют особое крюковое пение. Это, когда вместо нот — крюки и знамена: крючками обозначается длительность звука, а знаменами — высота. Женщины по-особому повязывают платки и занимаются народными ремеслами. 

Дмитрий Каргаполов 

Строгое почитание традиций нередко приводит к тому, что старообрядцев принимают за сектантов, хотя такое определение в корне неверное. Анафему со "старого обряда" официально сняли на Поместном соборе РПЦ МП еще в 1971 году, а челябинские староверы ведут обычный образ жизни: трудятся, учатся, создают семьи. "Вот только власти предпочитают нас не замечать", — недоумевает Дмитрий Каргаполов. По его словам, историю о проблемах молельного дома в Челябинске местные староверы рассказывали многочисленным чиновникам, писали в разные инстанции — городские и окружные, но воз и ныне там: здание разваливается, под угрозой уничтожения находятся старинные иконы и книги. Староста общины говорит, что в городе есть пустующие здания, где мог бы разместиться молельный дом староверов, однако власти "добра" на заселение не дают. Впрочем, община не отчаивается, в конце концов, их предки подвергались куда более тяжелым испытаниям, поэтому к проблемам относятся по-хритисански: со смирением и надеждой на Бога. 

Отметим, что вчера, 25 января, в Публичной библиотеке открылась выставка-вернисаж "Старообрядчество на Южном Урале". В рамках экспозиции можно ознакомиться с редчайшими меднолитными иконами (старообрядцы иконы не писали, а отливали) богослужебными книгами и другими экспонатами. Выставка продлится до конца февраля.


Похожие новости:

Интересный факт: по ЮУрЖД курсировал поезд с клубом, храмом, поликлиникой и библиотекой
Позитив
2771

Интересный факт: по ЮУрЖД курсировал поезд с клубом, храмом, поликлиникой и библиотекой

Необычный состав приезжал на уральские полустанки и оказывал услуги местным жителям.

История из Кусы попала на страницы американского издания  The Wall Street Journal
Позитив
3582

История из Кусы попала на страницы американского издания The Wall Street Journal

Журналистов издания заинтересовал памятник Сталину, который "выловили" из пруда минувшим летом.

Понравилось? Расскажи друзьям

Последние материалы:

Алла Белкина: "Я хотела проехаться по замёрзшей луже, но в пути меня ждал сюрприз"

Своей осенней историей из детства поделился лоббист транспортной компании.

Челябинцев заинтересовал "Бермудский треугольник" на Северо-Западе города

"Хорошие новости" побывали у странного ограждения и выяснили, как его применяют.


Самые позитивные

Новости smi2.ru