Новости

Интересный факт: в Челябинске живет 400 староверов, которые крестятся двумя перстами, не бреют бороды и поют по крюкам

Интересный факт: в Челябинске живет 400 староверов, которые крестятся двумя перстами, не бреют бороды и поют по крюкам

По данным историков именно старообрядцы стояли у истоков развития города. 

Если петлять по закоулкам Колупаевки, то в районе перекрестка улиц Тарасова и Волгоградской можно наткнуться на неприметную избушку. Кособокий домик кажется заброшенным: одна его сторона как бы уползает под землю, другая — выпячивает бревенчатый бок. Массивные деревянные ставни этого дома почти всегда наглухо закрыты. Но порой, в дни больших религиозных праздников, ставни открываются, а в избе кадят челябинские старообрядцы поморского согласа (не принимающие священства — т.н. беспоповцы).

Сегодня аварийное здание по ул, Волгоградская, 26 — единственный молельный дом староверов Челябинска. Когда-то его передала общине одна из пожилых прихожанок — Агафья Романовна Клюкина. Много лет там молились и совершали религиозные обряды, однако со временем изба стала настолько ветхой, что вот-вот окончательно ссутулится и пропадет. Есть риск, что с ней пропадет и уникальная община челябинских староверов — хранителей древнего благочестия. 

Молельный дом староверов 

Эта история началась еще в XVII веке, когда некоторые православные христиане во главе с протопопом Аввакумом не приняли церковных реформ патриарха Никона, сохранив в неизменности обряд и традиции. Официальная церковь гнала старообрядцев, и они нередко готовы были броситься в костер, чем перейти под юрисдикцию канонической церкви. Старообрядцы используют крестное знамение двумя перстами, у них принято двукратное возглашение “Аллилуйя”, у православных – трехкратное, староверы делают земные поклоны, а не поясные, староверы признают только восьмиконечный крест, православные – восьми- шести- и четырехконечный. Помимо этого, есть еще целый ряд отличий, которые считаются принципиальными приверженцами старого обряда . 

Старообрядцы до революции 

Скитания забросили староверов и на Южный Урал. По данным историков, казаки-старообрядцы проживали в Челябинске и округе с первых дней существования города и внесли существенный вклад в его развитие. Взять, хотя бы, знаковые для Урала фамилии владельцев заводов: Демидовых, Кокореных, Лугининых, историки связывают их со староверами. Может быть, благодаря покровительству богатых промышленников, к началу XX века у поморской общины имелось несколько храмов в черте города: один находился примерно в районе перекрестка современных улиц Кирова и Калинина, а один — у городской больницы, был еще молельный дом на современной улице Коммуны. Всего численность приверженцев старого обряда в те годы составляла около 2000 человек. 

Революция и последующие репрессии в прямом смысле не оставили камня на камне от старообрядческих храмов, но верные древнему благочестию тайно собирались на частных квартирах и в домах. Один из таких домов — тот самый, на улице Волгоградская, который в 1980-е годы передала общине Агафья Романовна. По словам старосты челябинской общины старообрядцев-поморцев Дмитрия Каргаполова, сейчас в городе проживает около 400 староверов. Причем, среди них есть не только пожилые люди, но и молодежь, подростки и даже дети. Эти семьи по сей день чтут традиции, которые не менялись с реформы 1666 года. Мужчины отпускают роскошные бороды, крестятся двумя перстами и практикуют особое крюковое пение. Это, когда вместо нот — крюки и знамена: крючками обозначается длительность звука, а знаменами — высота. Женщины по-особому повязывают платки и занимаются народными ремеслами. 

Дмитрий Каргаполов 

Строгое почитание традиций нередко приводит к тому, что старообрядцев принимают за сектантов, хотя такое определение в корне неверное. Анафему со 'старого обряда' официально сняли на Поместном соборе РПЦ МП еще в 1971 году, а челябинские староверы ведут обычный образ жизни: трудятся, учатся, создают семьи. 'Вот только власти предпочитают нас не замечать', — недоумевает Дмитрий Каргаполов. По его словам, историю о проблемах молельного дома в Челябинске местные староверы рассказывали многочисленным чиновникам, писали в разные инстанции — городские и окружные, но воз и ныне там: здание разваливается, под угрозой уничтожения находятся старинные иконы и книги. Староста общины говорит, что в городе есть пустующие здания, где мог бы разместиться молельный дом староверов, однако власти 'добра' на заселение не дают. Впрочем, община не отчаивается, в конце концов, их предки подвергались куда более тяжелым испытаниям, поэтому к проблемам относятся по-хритисански: со смирением и надеждой на Бога. 

Отметим, что вчера, 25 января, в Публичной библиотеке открылась выставка-вернисаж 'Старообрядчество на Южном Урале'. В рамках экспозиции можно ознакомиться с редчайшими меднолитными иконами (старообрядцы иконы не писали, а отливали) богослужебными книгами и другими экспонатами. Выставка продлится до конца февраля.

Похожие новости:

Читайте также: