Александр Олексюк: Брестская крепость — граница, разделяющее историю на "до" и "после"
Недавно делегация членов Союза журналистов Челябинской области побывала в Белоруссии. В числе участников пресс-тура был и главный редактор hornews.com Александр Олексюк. Публикуем его колонку о посещении одного из символом не только республики, но и всего русского мира — Брестской крепости.
Брестская крепость это сакральное место, точка в пространстве и времени, от которой расходится сто дорог. Нулевая верста. Граница, разделяющее историю на "до" и "после".
Там был подписан Брест-Литовский мирный договор 1918 года, по которому наша страна потеряла более миллиона квадратных километров территории, а через 24 года Брестская крепость стала легендой — чем-то надчеловеческим, немыслимым. Она не сдавалась более месяца, это дольше, чем вся Польша и лишь немногим меньше, чем Франция. Одна-единственная крепость — фронтир. В момент нападения в Брестской крепости находилось порядка 8 тысяч человек. Среди них женщины и дети, поскольку в гарнизоне жило около 300 семей командиров.
Сопротивление было настолько яростное и умелое, что немецкие командиры после нескольких неудачных попыток опасались штурмовать крепость в лоб и сломили сопротивление красноармейцев только сбросив на обороняющихся несколько полуторатонных ФАБов. Погибло порядка 2,5 тысяч защитников крепости. 20 июля 1941 года была сделана одна из последних надписей на стене раскуроченной казармы:
"Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!"
Сегодня есть нехорошее предчувствие, что история Брестской крепости еще не закончена, она рискует продолжиться в новом и, скорее всего, снова трагическом качестве.
Я понятия не имел, что буквально в 300 (!) метрах от Брестской крепости, там где я сейчас сижу под каштаном и пишу это, буквально в двух шагах за рекой Муховец — граница с Польшей.
Невдалеке, отмахиваясь от мошкары (ее очень много), вдоль реки ходят пограничники-солдаты НАТО. Это очень близко, расстояние стрелкового боя и работы 60-миллиметрового миномёта.
А по другую сторону Муховца, на площади, дети репетируют парад на 9 мая под песню "День победы" Льва Лещенко. Сегодня суббота, много новобрачных — красивые девушки в белых платьях возлагают гвоздики к монументу защитникам Брестской крепости.
Несколько лет назад журналисты американской телекомпании CNN включили этот монумент, он называется "Мужество", в перечень самых уродливых памятников в мире. Уродливые люди создают уродливые перечни, потому что они не знают, что война и мужество светятся изнутри, а снаружи они страшные до судорог и холодного пота.
А тем временем, за рекой Муховец пограничники, хочешь-не хочешь, а слышат отзвуки этих военных песен, играющих на площади. Слишком громко они звучат: "Священная война" и "День Победы" — невероятно пронзительные, музыкально-поэтические символы начала и конца войны.
Вряд ли, они понимают слова, наверняка, все уже привыкли к музыке из-за реки. Военные о чем-то переговариваются по рации, усмехаются, живут своей жизнью. Наверняка, никто из них не планирует повторить авантюру немецких войск 22 июня 1941 года. В солнечный день им в глаза, наверняка, сверкает купол Свято-Николаевского собора, он очень яркий.
Когда я это писал, была Лазарева суббота и там служили Божественную литургию, молились за то, чтобы трагическая и героическая история Брестской крепости осталась лишь частью экскурсионной программы, местом для парада на 9 мая, песней Александрова на слова Лебедева-Кумача.
Пресс-тур в республику Беларусь организовал Союз журналистов Челябинской области при поддержке партнеров АО "Областное телевидение" и Ассоциации городских и районных газет Челябинской области "Пресса".
Фото медиахолдинг "Первый областной". Фотограф Марат Муллыев.