Новости

Валерия Приставко: "Мы не говорили о том, почему мы совсем не виделись эти 17 лет: мы всё понимали без слов"

Валерия Приставко: "Мы не говорили о том, почему мы совсем не виделись эти 17 лет: мы всё понимали без слов"

Сегодня, в память о Дне Победы, мне хочется рассказать историю о своем дедушке, ветеране Великой Отечественной Войны, воевавшем аж на двух пограничных территориях: на советско-китайской и армяно-турецкой границах. Но история эта будет не о военном подвиге, а о подвиге личном – подвиге преодоления себя. 

Так сложилось, что мои родители развелись, когда я была совсем ребенком, и своего деда по отцовской линии, Виктора Александровича Приставко, последний раз я видела, будучи восьмилетней девочкой, то есть, без малого, 17 лет назад. 

Из детства я мало что помнила о своем дедушке: то, что он долго воевал, потом всю жизнь работал на инструментальном заводе, был заядлым охотником, рыбаком и потрясающе красивым статным мужчиной с почти аристократическими принципами чести и доблести, но невероятно сложным и противоречивым характером. Последнее и было единственной причиной, которая на протяжении долгих 17-ти лет не позволяла ему пойти на контакт с единственной внучкой, поэтому всё это время мы просто ничего не знали друг о друге.

Несколько недель назад раздался неожиданный телефонный звонок – супруга деда звонила мне с тем, чтобы сказать, что дед стал очень плох: он почти не ходит и не слышит, но просит передать, что очень хочет меня увидеть. В моей голове ни на секунду не возникло сомнений в том, что мне нужно делать. 

Я увидела деда 88-летним, с трудом передвигающимся и почти не слышащим, но по-прежнему статным и исполненным чувства достоинства. До сих пор ему удалось сохранить потрясающе острый ум, склонность все записывать и анализировать, а также привычку и потребность всё сохранять и ценить: в его доме мне удалось услышать не только рассказы о военном времени, но и лично прочесть тот самый экземпляр газеты "Правда", вышедший в тираж 10 мая 1945 года. 

Мы не говорили о том, почему мы совсем не виделись эти 17 лет: мы всё понимали без слов. Он просто посадил меня рядом и долго и проникновенно читал мне свои стихи, которые пишет до сих пор (а я наконец-то поняла, от кого мне передалась эта поэтическая жажда). На мой вопрос, что было самым трудным на войне, дед ответил: "Самая трудная война всегда идет внутри тебя. И если ты сможешь победить себя, тебя ничего не сможет устрашить". 

Мой дед смог. И я горда им, Виктором Александровичем Приставко, ветераном Великой Отечественной Войны, человеком, победившим своего внутреннего врага.

Похожие новости:

Читайте также: