По Героев Танкограда бойко вышагивает красивая девушка в цветастом сарафане. Глядя на нее, кажется, будто где-то рядом этнический фестиваль, а барыня — приглашенный артист в одежде из костюмерной. Однако нет, Татьяна Карпова в подобных нарядах ходит всегда: в гости к подругам, по магазинам, в мастерскую и в храм Василия Великого. Она — швея-краевед и этнограф по реконструкции старинной одежды. Будучи потомственной казачкой, Таня активно ратует за традиционный уклад жизни. Ее рупор — это платья и рубахи, которые в разные века носили наши предки.
За чашкой чая в своей мастерской Татьяна рассказала нам, как незамужние девчонки, начиная шить народные рубахи, находят себе мужей и как ее предки-казаки заселили Челябинск.
Татьяна, сколько лет вы уже шьете?
— Так, мне 39… шью я с 16 лет, да. Нас, помню, обворовали, и нечего было носить. Бабушка мне дала шубу, сапоги, шаль, а брат купил теплую шаль и кусок ткани. Я пришла к бабушке с этим куском, говорю "научи меня шестиклинку шить". Это юбка такая. Бабушка меня научила, я все раскроила сама. И с тех пор шью.
То есть бабушка тоже шила. А остальные?
— Я потомственная казачка: и по отцу, и по матери. У меня в семье все шили. Мама шила и вязала, бабушка, прабабушка…все были мастера. Мои корни здесь — семья приехала сюда в 1739 году. Четыре фамилии приехали из Далматово — это в Курганской области. Их записали в казачье оренбургское войско и послали в станицу Першино — это на ЧМЗ. С тех пор мы никуда не переезжали. Казаков-то как раскулачили, построили завод, так оставшиеся туда и пошли работать. Мои в том числе предки.
И что же носили в ту пору модницы Челябинска?
— На Урале жили люди богатые, даже крестьяне были зажиточными. Вот, например, сакмарский сарафан, видите, с богатым золотым козументом (вид отделки платья — прим.ред.). История кроя такого сарафана идет от Византии. Крой похож на рясу священника.
А сейчас из чего шьют этнические наряды?
— Ткани для платьев используем хорошие: Dolce&Gabbana, Kenzo, шьем из брендированной японской ткани, итальянского хлопка. Но есть и платья, пошитые из советских тканей, например, сатина, которые долго пролежали в шкафчиках, в сундуках лет 30-40.
А правда, что у вас, в среде швей-этнографов существует поверье, мол, девушка найдет себе мужа, если начнет шить рубаху?
— Не то что поверье, но примеров таких я видела много. Одна казачка пришла ко мне, купила рубаху-покосницу, казачий сарафанец и стала выглядеть шикарно. Попозже я ей предложила, мол, давай рубаху тебе сошьем. А она отвечает, что мужа-то нету у меня, кому, мол, рубаху-то? Но я ей сказала, ты начни шить, а там и муж найдется. Она сшила одну рубаху, потом вторую и приходит однажды, говорит "у меня парень появился". А потом я узнала, что она за него замуж вышла, сейчас вот детей растят.
Или еще история. Есть у нас девушка очень-очень высокая, немного диковатая, таких мужчины православные боятся, берут в жены обычно поспокойнее. Эта девушка у нас вышивала в мастерской, причем вышивала руками то, что обычно на станках вышивают. И брат мой, Саша (Александр Акулов, челябинский историк, материал о его редчайшей коллекции платьев-синяков можно найти здесь — прим.ред.), ей однажды говорит "Так, стоп. Все, бери рубаху и начинай вышивать". Два года она эту рубаху вышивала и нам все рассказывала, что хочет мужа высокого, чернобрового. И самое интересное, что, когда она эту рубаху закончила, у нее появился парень: высокий, красивый, со своим бизнесом. Все обалдели.
Ну, или, например, наша знакомая Ксюша: красавица с русой косой, поет, танцует…мечта! Она шила покосницу, сарафан, парочку. И нашелся тоже парень с Сухого Лога — ювелир золотых изделий.
Что же так меняется в девушках, что их начинают замечать парни?
— Характер. Я по себе знаю, что когда ты носишь брюки, ты ходишь по-другому. Я, например, вообще чуть ли не вразвалочку ходила, да еще и штангой занималась, так вообще впечатление было, что я сейчас всех по стенке размажу. Но в такой одежде, как вот я сейчас, как вот вы видите платья, я становлюсь беспомощной. Допустим, у меня длинный сарафан с оборкой, пять подъюбников, вся в кольцах, в браслетах, у меня длинные рукава… я даже есть в таком наряде не могу — рукава мешаются, их можно запачкать. Вот мы ездим на фестивали, и если меня брат накормит, то хорошо, а если нет, то я так и не поем. Так и хожу: то сумки мне перенесите, то чаю поднесите, то дверь откройте.
Словом, женщина в таком наряде становится женственной, а в брюках она блеклая.
Вы тоже в брюках наверняка ходили…
— Да, как и все женщины, я долгое время ходила в брюках, в платьях тоже, но коротких. Потом стали ходить в брюках с заниженной талией. Даже я ходила в таких брюках. То есть, в платьях и сарафанах я ходила редко, может быть, дома. А по улице — как все. И у меня, представляете, проблемы со здоровьем, простывала постоянно. Тогда я решила, что нужно возвращаться в одежде к привычным платьям, начала шить рубаху себе. И болезни ушли сами.
А что насчет детей? Если, скажем, родители одевают ребенка в традиционную одежду, которую не все взрослые воспринимают лояльно, то отпускать малыша к детям, которые еще беспощаднее, чем взрослые — не слишком ли?
— Личное дело каждого, но дети моих знакомых ходят в школу в традиционной одежде и все в порядке. У нас костюмом уже года четыре занимается одна женщина, дочери которой сейчас 16 лет — она еще в школе. И вот лет в 11-12 на ее сложную фигуру — там узкая талия, пышные бедра — ей мама, моя знакомая, пошила платья. А она учится девочка в какой-то школе для богатых, хотя не из зажиточной семьи. И вот она рассказывает, что некоторые учителя ее хвалят, а некоторые хают. Она им с улыбкой отвечает, мол, "мне нечего носить, я бедная, мне что мама нашила, я в том и хожу".
И, возвращаясь, к сложным фигурам. Худая девушка в традиционном костюме может грудь, попу подчеркнуть. А полная женщина в таком платье, полуплатье, наоборот будет выглядеть стройнее. Я потому и не люблю современную одежду, потому что считаю, что человек должен по себе шить одежду.
Татьяна, а расскажите про пояса на древнерусских костюмах. Почему мужчина подпоясывался всегда под животом, и живот как бы лежал на поясе, а женщина подпоясывалась под грудью? С чем это было связано?
— С тем, что живот — сакральное место. Вот я вам говорила про брюки, так они же все передавливают, а так быть не должно. Даже вот платья на Урале, в Сибири — они все шли с поясами, но они были широкими и закреплялись под грудью.
Что это за перчатки у вас лежат? Они связаны по мотивам костюмов для богачей?
— Вовсе нет! Такие перчатки носили девушки-крестьянки. Дело в том, что приданое раньше девушки зарабатывали себе сами. Наверняка вы видели старые фотографии, когда девушка с мужественным лицом, с загорелой кожей сидит вся очень нарядная, красивая и в дорогой одежде. Скорее всего, это крестьянская девушка. Они шли работать на золотые прииски, трудились там год или два, а потом на эти деньги ставили у дома сруб. Жених должен был быть с землей. И когда жених находился, этот сруб разбирали и сплавляли по реке. Мужчины понимали, что если девушка в таких дорогих нарядах сделала эти наряды сама, значит, она рукодельница и сможет одеть ребенка, уследить за домом.
А вы сами мужа тоже нашли благодаря сарафанам?
— Ну, у меня как получилось. С первым мужем мы разошлись много лет назад. И долго у меня никого не было. Я все ходила на свадьбы к подругам, да плакала — хотела замуж. При этом я то один букет поймаю, то второй, а парня-то нет. И в 2011 году, зимой, меня познакомили с парнем. Я к нему на свидание пошла в костюме: длинная юбка была у меня, пять подъюбников. Фигуру в таком наряде не различишь. А он потом уже мне сказал, что фигуру мою сразу разглядел, мол, кому надо, тот увидит. На три свидания мы сходили, да и все. Потом было обручение, свадьба казачья. Венчания еще не было — к нему я себе шью шелковый сарафан и жемчужный венец еще хочу на голову сшить.
И последний вопрос — как ваш муж реагирует на ваш внешний вид? Как прохожие реагируют?
— Было раньше часто, что он меня ругал, называл клоуном. А потом я поняла, в чем дело. Я иду по улице, и на меня все мужчины оборачиваются. А он-то ревновал! Только позже поняла по взгляду, что ему не мой вид не нравился, а эти мужские взгляды на меня. Вообще девушка если захочет носить традиционную одежду, она должна быть готова к тому, что ее родные могут ее не понять, не принять. Это потому что мы привыкли быть как все.