27 марта весь мир отмечает День театра. Мы не могли обойти это событие стороной и решили встретиться с выдающимся культурным деятелем столицы Южного Урала, предводителем челябинского театрального андеграунда, режиссером, педагогом и бессменным художественным руководителем Студии-театра "Манекен" ЮУрГУ Владимиром Филоновым.
- Нынешний театральный сезон для Студии и для вас лично богат на приятные события: дни рождения, премьеры спектаклей… расскажите обо всем самом приятном в этом сезоне.
- 22 февраля студийцы отметили творческое 19-летие, а 1 апреля собственно театр "Манекен" отметит 52й день рождения… но это даты. Что касается событий, то первое, что приходит в голову – премьера спектакля "Темные аллеи" по Бунину. Работа получилась довольно яркой. Для меня самый главный результат – это когда в ребятах видно преодоление очередной ступени. Актеру всегда очень сложно переступить через что-то, ему, как ни объясняй, как его ни проси, ни требуй, все равно нужно дорасти до определенных переживаний. Пока в нем что-то определенное не взрастет, пока сам чего-то не почувствует, пока не сделает шаг на следующий актерский уровень, требовать бесполезно. И в этом спектакле как раз такой прорыв был, и, что очень важно, это заметили окружающие. Мы показали этот спектакль в Тюмени на фестиваль "Театральная революция" и взяли сразу два главных приза: "лучший спектакль" и "лучший актерский ансамбль". Нас очень порадовали обсуждения, отзывы, в том числе Юлии Рутберг – ведущей актрисы театра им. Вахтангова.
- А еще в этом году вы со студийцами, наконец, решились провести долгожданную Международную Театральную Универсиаду Unifest`2015…
- Да, верно. Это вторая наша хорошая новость. Пятая по счету Универсиада получится не совсем международной, приедут только наши друзья из Словакии, а мы хотели пригласить больше зарубежных гостей. В основном участниками будут российские коллективы, но, тем не менее, уже могу сказать – некоторые спектакли будут очень интересными. В Тюмени мы познакомились с очень любопытным коллективом "Тишина" и с их спектаклем – ни много ни мало – "Ревизор" по Гоголю. Они не делали весь спектакль, они сделали некую историю про чиновников. Но это было настолько неожиданно, настолько пластически ярко… причем играют спектакль одни мужики, что они там творили… На фестивале "Театральная революция" мы с "Тишиной" поделили победу в номинации "лучший спектакль", и, конечно, пригласили в Челябинск на Фестиваль. Их должны видеть те, кто у нас интересуется театром.
- Кого еще челябинцы увидят на Unifest`2015?
- Приедут ребята из Перми – творческая лаборатория "ПТАХ" с постановкой "У войны не женское лицо" – они взяли один из главных призов фестиваля на Байкале. Приедет танцевально-пластический коллектив из Санкт-Петербурга "Люди дождя", наши соседи из Екатеринбурга – оттуда сразу два театра привезут спектакли. Много коллективов будет. Ну, и словаки, конечно, театр "DIVADLO GASPAREGO". У них постановка "Одинокий Запад" по произведению МакДонаха. Они уже приезжали к нам – на самый первый Унифест в 2006 году. Тогда они ставили спектакль по Коляде – такой "чернушный" спектакль по нашему автору, а МакДонах – это международный "чернушник" с "черным" юмором. Работа у словаков такая оригинальная, любопытная.
- Ходят слухи, что в завершении фестиваля вы планируете какой-то невероятный перфоманс, который пройдет чуть ли не на улицах Челябинска…
- Да, мы планируем лабораторные работы внутри Фестиваля специально посвятить проблеме уличного театра и театра, который выходит в город. У нас ведь одна из главных тем на Фестивале – выход в город. Если город не идет нам навстречу, а нас, к сожалению, кроме родного ЮУрГУ и Союза театральных деятелей, никто финансово не поддерживает, то мы театром пойдем навстречу городу. Чтобы показать, что театр еще имеет влияние, может быть интересен и что, может быть, стоит это поддерживать. Когда мы были на "Театральной революции", мы завидовали Тюмени: там в деле и департамент культуры, и ряд предприятий, и авиалинии, которые помогли им с международными перевозками. У них в жюри сидело пять человек из Прибалтики, из Италии, из Москвы… конечно, это дает солидный уровень фестивалю и поднимает престиж города. Нам же придется быть гораздо скромнее, но, тем не менее, мы сделаем Фестиваль ярким. У нас запланированы и выходы на улицы Челябинска, и театральные акции в городе, и, надеюсь получится, несколько спектаклей сыграем вне театрального пространства.
- Возвращаясь к хорошим новостям театрального сезона 2014-15, не можем не спросить о тех работах, которые вы только начали. Как успехи?
- Ой, руки чешутся, чтобы взяться и доводить их до ума. Одна из таких работ – "Сказка" по Набокову – сейчас в разработке. Вторая – "Циники" по Мариенгофу – это одна из самых пронзительных историй про любовь, связанных с революционной Россией 1917-20 годов. Близится же столетие революции и, думаю, к тому времени у нас возникнет такой спектакль, в котором судьба человека переплетется с тем историческим переломом.
У меня в конце мая выйдет спектакль "Кабаре Марлен" в Театре "Манекен" – такая история жизни Марлен Дитрих, которую она сама будет рассказывать, петь. Это моя сценарная разработка и постановка тоже моя. Ответственный материал. У меня в Театре "Манекен" возник некий триптих: одно кабаре французское – спектакль "Оркестр", другое кабаре английское – "Лысая певица" и теперь "Кабаре Марлен" – немецкое кабаре.
- Вы начали про любовь по Мариенгофу, насколько тема любви актуальна для ваших постановок?
- Этот год вообще ею пронизан. "Темные аллеи" – роковая любовь, страстная. "Сказка" по Набокову – мистическая история глобальных взаимоотношений двух полов. "Циники" – это любовь, которая помещена в некие социальные условия. Разные истории любви с разных точек зрения. Спектакль "Аркадия", который мы будем показывать на Унифесте, рассказывает о любви трагической, любви, которая не случилась. Стоппард писал ее почти по Чехову: много любовных линий, которые не соединяются финалом. Люди друг друга не слышат, не понимают.
- Проблема "неслышания" друг друга, она актуальна в наше время, как вы считаете?
- Она во все времена была актуальна, но в наше интернетовское время она достигает некого апогея. Потому что люди перестают по-живому общаться. Они вроде и писем больше пишут, и комментарии чаще оставляют, но это все виртуально. Театр же в данном случае позволяет заменить виртуальность на более человеческое. Любой спектакль – это диалог с залом, и пусть зал не отвечает впрямую на реплики, но внутри-то у него идет диалог, он с театром вступает в разговор, и в финале аплодисменты, и потом позже комментарии как продолжение разговора. В этом отношении мы – те лекари, которые в клинике нашего существования пытаются сохранить тепло живого общения. Которого, конечно, все меньше и меньше.
- В продолжение темы любви. Какой ваш спектакль – вами самый любимый?
- Любимые спектакли те, которые в голове, над которыми только начинаешь работать. Потому что столько всего представляется, столько всего мечтается. Потом возникает момент, когда все рушится и кажется "не таким", но это не страшно, потому что в любом деле есть такой период спада – кульминации наоборот. А еще последние спектакли – всегда самые любимые. Мне нравятся те спектакли, которые получаются у наших ребят-режиссеров. Я очень рад, например, за Юлию Терехину. Она начала придумывать историю на основе французских картин импрессионистов и, в итоге, смогла вырисовать очень своеобразный оригинальный спектакль "Кафе". Он уже вышел, мы будем играть его в апреле. В нем заложен момент развития. Придите, посмотрите его один раз, а потом придите и посмотрите еще раз через пять-шесть спектаклей, и вы увидите, что он другой. Живой спектакль.
- В 2009 году в помещении Студии случился пожар. Тогда вы сказали, что вас удивил человек, который пришел с мешком чистящих средств и разных полезных принадлежностей, оставил этот нужный студийцам гостинец и, не представившись, ушел. В нашем последнем вопросе мы не можем не спросить, что удивляет Владимира Филонова сегодня?
- Альтруизм человеческий меня удивляет по сей день. Его редко встретишь, но когда он случается, это удивительно и очень приятно, что ли. Некое движение души, которое не замотивировано какой-то прибылью, но является проявлением искренних душевных радостей. А еще зрительское неожиданное восприятие. Меня часто удивляет зритель, который приходит и видит в том, что мы сделали что-то свое, у него возникают какие-то свои эмоции, переживания... Очень удивляет и радует меня такой зритель.