Детям войны уже под 90: рассказываем трогательную историю о последнем письме отца к сыну
— Привет, дедушка! — на деда Вову наваливается орава ребятишек, все обнимают и целуют его.
Сегодня дети, внуки и правнуки пришли поздравить 89-летнего Владимира Ивановича Макарова с Днем Победы. Традиционные красные гвоздики дарит старший внук — Александр.
— Сань, в прошлый раз почти две недели твои гвоздики стояли, — говорит Татьяна, дочка Владимира Ивановича.
— Красивый букет — говорит дедушка, сидя на диване напротив телевизора.
Владимиру Ивановичу через месяц исполнится 90 лет, у него слабое здоровье, и он почти не выходит из дома. Правнуки спорят друг с другом, кому сесть рядом с дедушкой. Ведь он у них один — все бабушки и дедушки умерли. Семь лет назад не стало бабушки Нины — жены Владимира Ивановича. Теперь о нем заботятся дочки — Татьяна и Елена.
Владимир Макаров — ребенок войны. Ему было семь лет, когда отец, старший батальонный комиссар Иван Александрович Макаров, погиб под Ржевом. Это произошло в 1942 году.
До войны семья жила в Харькове. Но с началом боевых действий Вову с матерью Еленой, старшей сестрой Алей и маленьким братом Женей эвакуировали в деревню Новая Ивановской области. Отец Иван был комиссаром, политработником, поэтому до войны часто уезжал из дома: у него были командировки по всей стране, от Украины до Средней Азии. Вова нечасто виделся с отцом, однако у них были близкие, доверительные отношения. Папа относился к Владимиру как к мужчине, старшему в семье, последнее письмо с фронта адресовано ему — старшему сыну Вове.
— Письмо отца получили за два месяца до его гибели, — рассказывает Владимир Макаров. — Это была почтовая карточка.
Дочери Владимира Ивановича бережно хранят последнее письмо с фронта своего деда — семейную реликвию, память и символ Победы в этом доме. Корреспонденту «Хороших новостей» тоже посчастливилось держать ее в руках.
«Здравствуй, Вовочка! Я, твой папка, жив и здоров. Воюю с немцами, освобождаю от издевательства таких же детей, как ты. Здравствуй и расти большой, сильный и ловкий, чтоб смог сменить, если я паду на поли брани.
Вова! Живите дружно с Алей и Женей, любите друг друга. Передай от меня твоей маме привет и поцелуй до моего возвращения.
Твой папа»
На лицевой стороне открытки сохранился рисунок — танк с бойцами едет по зимней дороге. Письмо написано ровным почерком, синими чернилами. Макаровы говорят, что у всех в семье ровный аккуратный почерк, очень похожий на почерк прадеда-героя.
— Отец служил на передовой командиром — старшим батальонным комиссаром (майором). В одном из боев его ранили в грудь и лицо, но он продолжил командование до конца сражения — рассказывает Владимир Иванович.
За этот подвиг старший батальонный комиссар Иван Макаров получил орден «Красной звезды». После госпиталя он снова вернулся на фронт.
— Это было зимой. А весной прислали похоронку — из нее мы узнали, что отец погиб, недели через две приехали бойцы, сослуживцы, привезли шинель отца. Она была с дырочкой от пули. Там была еще кровь, — вспоминает Владимир Иванович.
Правнуки в это время играют старинными игрушками, которые хранятся у деда. Их детство безмятежное. За эту тишину и радость их прапрадед отдал свою жизнь.
— Было страшно, — продолжает Владимир Иванович, — Немец стоял близко. Наша деревня — на берегу Волги. Противоположный берег уже захватили немцы. Но нас защищали: мы вели обычную жизнь — ходили в школу.
Своей школы в деревне Новой не было, так как она была небольшая — 302 двора. Дети учились в районном центре, расположенном в восьми километрах от дома.
— Мы ходили в школу пешком. Собирались все вместе — поодиночке боялись, — рассказывает Владимир Иванович, — дорога шла вдоль леса. Как-то зимой на нашу учительницу напали волки и съели... Мы думали, что, если ходить ватагой и шуметь, то волки нас не тронут. Особенно страшно было зимой.
Дети пьют чай и слушают, им вся эта история кажется сказкой. А для маленького Вовы это была жизнь, такая же настоящая и реальная, как теперь.
Владимир Иванович рассказывает, что даже в невероятно тяжелых условиях взрослые всегда пытались поддержать маленьких детей. Учитель Сергей Королев сопровождал ребят, когда они ходили в школу.
— Сергей Ананьевич жил в нашей деревне, он, кстати, был моим родственником, — рассказывает Владимир Иванович.
— Он же дядя твой был, пап, — вставляет старшая дочка Елена, — Интересное отчество — Ананьевич!
— Да, теперь таких имен не встретишь, — соглашается Владимир Иванович, — Сергей Ананьевич был учителем рисования. Но, так как учителей во время войны не хватало, он еще вел уроки по труду и физкультуре.
Королев был прекрасным учителем, он научил маленького Вову рисовать. Уже будучи взрослым и учась в училище, Владимир умел изображать пейзажи. Он часто вспоминал свою деревню. Одно из воспоминаний о ней — белая церковь с несколькими куполами. Ее не разрушили во время войны, хотя стройматериал требовался на фронте. Церковь осталась, хотя, конечно, была закрыта.
На столе сегодня пасхальные яйца — праздник Победы совпал с Пасхальной неделей.
— Нам было большой счастье во время войны — осталось несколько кур. Они несли яйца, хотя немного, потому что время было голодное и курам тоже нечего было есть, кроме травы.
Помимо пасхальных яиц на столе — яблоки, блины, кулич. В те голодные годы дети могли только мечтать такой еде.
— Было очень голодно. Мы делали запруду и ловили в ней рыбу. От нашей деревни до Волги было далеко — несколько километров, у нас протекала маленькая речушка, но в ней тоже водилась рыба. Длинную сеть ставили, как рукав, в него и ловили. Рыбку несли маме, и она варила из нее уху или жарила. Вообще голод был страшный. Выдавали по 200 грамм хлеба на ребенка и 400 грамм на взрослого. Ели крапиву. Рвали щавель на лугу. Иногда давали карточки на хлеб — можно было взять один килограмм. Но для этого нужно было ехать в город. То есть не ехать, а пешком идти, а потом плыть на лодке. В городе очередь была по 200, 500 человек! Все люди голодные. Есть, все время хотелось есть. Более-менее с продуктами стало только после 47 года.
После войны Вовиной маме Елене предложили вернуться в Харьков вместе с детьми, но она отказалась. Вова окончил школу, а потом ремесленное училище. Пошел работать на завод. Женился, вырастил двух дочерей. Сейчас у деда Вовы три внука и пять правнуков.
— «Любите друг друга» — последнее завещание отца, деда, прадеда, прапрадеда. Его нужно беречь и помнить о том, какую ношу несли наши солдаты. Они отдали за нас свои жизни. Посмотрите на их лица. Серьезные, но светлые, искренние, таких сейчас может быть и не встретишь. Нужно смотреть на эти лица и стараться быть похожими на этих людей, рассказывать о них детям, — говорит правнук полковника Макарова Александр.
Старший батальонный комиссар Иван Макаров погиб в бою 23 мая 1942 года. Посмертно Ивану Александровичу было присвоено звание полковника, а также он был награжден Орденом Отечественной Войны Первой степени. Ему было всего 35 лет.
Выписка из военкомата
С первых дней войны старший батальонный комиссар Иван Александрович Макаров находился на передовой линии фронта. Вместе со всей Красной армией он прошел суровую школу боевых испытаний. Когда части Красной армии в декабре 1941 года перешли в наступление, Макаров работал в должности комиссара части 227 стрелковой дивизии. Бесстрашный воин Иван Макаров смело повел своих бойцов в атаку на разгром врага в районе Шебекино и был тяжело ранен.
В начале февраля 1942 года, после госпиталя, Макаров был назначен начальником политотдела дивизии. «Человек большой принципиальности и огромной работоспособности» — так отзывались о нем его сослуживцы. Макаров за короткий срок сумел проявить качества талантливого командира. 227 стрелковая дивизия под его командованием провела ряд успешных наступательных операций. В феврале разгромила сильнейший узел сопротивления противника Волобуевка — Малиновка, прилегающий к железнодорожной магистрали Белгород — Курск.
Текст: Людмила Белышева, фото: Людмила Белышева; личный архив семьи Макаровых