«Я ездила к мужу за ленточку»: в Челябинске жены бойцов СВО организовали группу для живого общения
Пережить томительное беспокойство за близкого человека намного проще, когда общаешься с людьми, у которых аналогичные обстоятельства. Хочется поговорить, утешить и утешиться. Чтобы было проще ждать мужей с фронта, жены бойцов СВО собираются в челябинском центре «Наследие». Они общаются с психологами и друг с другом и четко знают — их мужья обязательно вернутся с победой.
Корреспонденту «Хороших новостей» удалось пообщаться с некоторыми из участниц группы и узнать их истории.
Я взяла себя в руки и начала помогать другим
Мужа Анны мобилизовали в октябре 2022 года. Он работал в московском центре спасательных операций особого риска «Лидер» и поисково-спасательном отряде Челябинской области. Анне 41 год, ее супругу — 39. В семье растет двое детей. Дочь уже взрослая, ей 21 год, а сыну — 8 лет.
— Служба моего мужа и здесь была сопряжена с опасностью, наверное, он был готов, чтобы идти на фронт, но я — нет, хотя сама из семьи военнослужащего. У меня было шоковое состояние. Жизнь разделилась на две части: до и после мобилизации мужа. Но потом я взяла себя в руки и начала помогать другим, — рассказывает Анна.
Сейчас Анна собирает гуманитарную помощь и очень удивляется, что среди ее знакомых немало тех, кто считает такую деятельность неправильной.
— К сожалению, многие из окружения меня не поняли. Осуждают, что я занимаюсь гуманитаркой. И те друзья, родственники, с которыми были близкие отношения, отдалились от меня. Поздравляем друг друга с Новым годом, с нем рождения — и все, не общаемся больше. И наоборот, те люди, коллеги, например, которых я считала безжалостными чурбанами, оказались душевными чуткими людьми. Поддерживают морально, помогают, когда я гуманитарку собираю. Моя беда, как лакмусовая бумажка: все проявили свою сущность. Удивляет очень, что некоторые не могут перевести даже 50 рублей, когда мы просим о помощи для солдат, — поделилась Анна.
Как отметила психолог проекта Ирина Кулямина, женщины, находящиеся в ожидании своих близких из зон боевых действий, зачастую находятся в нестабильном, тревожном состоянии и становятся изолированы, у них очень сужается круг общения, возникают сложности в коммуникации с знакомыми, родственниками.
— В этом случае группы выступают кругом доверия, где женщины могут получить поддержку, свободно говорить о своих переживаниях, начинают больше осознавать свои чувства, эмоции, что с ними происходит, и понимать, что ты не одна такая, что все чувства, которые ты проживаешь, они нормальны в этой непростой ситуации, — прокомментировала психолог.
Ирина Кулямина подчеркивает, что основная цель групп — это стабилизация психоэмоционального состояния женщин.
— В первую очередь нужно снизить уровень тревоги женщины до какого-то оптимального уровня чтобы она могла продолжать жить, заботиться о детях, заботиться о быте. А потом мы возвращаемся к тому, чтобы обнаружить ресурсы, которые помогают в этой непростой ситуации оставаться на плаву. Ведь зачастую каждый из нас проходил в своей жизни какие-то сложные периоды, и определенные ресурсы внутренние, иногда внешние, помогали с этой ситуацией справиться, — рассказала Кулямина.
Алиса рисует папе рисунки
Жена участника СВО Евгения привела на встречу маленькую дочку. Алисе — 4 года, ее папу мобилизовали, когда девочке было два. 30-летний муж Евгении — чемпион мира по кикбоксингу и чемпион России по боксу. У них дома некуда вешать медали и кубки — 33 награды за победы в соревнованиях.
Из-за спортивных травм мужчина (нас попросили не указывать его имя) временно оставил спорт и чтобы прокормить семью, работал с утра до вечера: в ритуальном агентстве и в такси.
— Я не могу сказать, что для нас расставание прошло очень болезненно, потому что мы папу видели редко. Работа занимала почти все его время, — с легкой иронией поделилась Евгения.
Первое ранение муж Евгении получил в конце декабря 2022 года.
— Осколок попал в поясницу. Позвоночник, на наше счастье, оказался не задет. Чуть-чуть бы и все. В основном лечение — это обезболивающие уколы и перевязки. Хорошо, что отправили на реабилитацию, в санаторий: там действительно становилось лучше, но после выписки любая нагрузка даёт сильные боли. Ничего не помогает.
Мужу Евгении дали положенный отпуск, который он провел дома, в Челябинске вместе с женой и дочкой.
— Папа с Алисой во время отпуска сдружились, сблизились. Сейчас Алиса очень скучает. Спрашивает — где папа? Рисует ему рисунки. Мы отправляем их по телефону или показываем папе, когда удается поговорить по видеосвязи, — рассказала Евгения.
В январе этого года ее мужа снова ранило.
— Опять осколочное, в предплечье. Он пробыл в госпитале три недели, но уже не у нас, а в ЛНР, так как теперь не прикреплен к нашей части. После выписки отправили на новую позицию, хотя положен отпуск еще с декабря. Алиса спрашивает: «Когда папа приедет?», — поделилась Евгения.
У Евгении с дочкой очень сильная эмоциональная связь и ребенок чувствует все, что переживает мать.
— Говорить ли ребенку, где находится папа, как с ним говорить, что рассказывать, что не рассказывать. Мы это обсуждали с Евгенией, — говорит психолог Ирина Кулямина, — Чем младше ребёнок, тем он более восприимчив к состоянию мамы. Поэтому зачастую, когда какие-то моменты не объяснены, при этом мама переживает и может подумать: «Папа сейчас не с нами, потому что я какой-то не такой», ведь детям в этом случае может быть характерно чувство вины. Поэтому важно говорить с ними об этой ситуации!
Психолог отметила, что к разговору с ребенком надо подготовиться. Нужно, чтобы мама сама была эмоционально стабильна, не плакала, не сердилась, организовала комфортную обстановку.
— Лучше пусть это будет домашняя атмосфера, где он чувствует себя уверенно, комфортно. Такие разговоры нельзя вести на бегу, походя. Если мы разговариваем с маленьким ребенком — дошкольником, нужно опуститься на уровень его глаз, комфортно, так, чтобы ребенок нас видел, либо сесть с ним рядом. Говорим короткими предложениями. Наша задача дать ребенку представление о том, где папа и вместе с этим обеспечить ему какое-то ощущение стабильности. Сказать, что папа нас помнит, любит, — рекомендует Кулямина.
Она отметила, что после разговора с ребенком, нужно убедиться все ли он понял, переспросить. Главная цель — не напугать его еще больше, а наоборот прояснить ситуацию и дать ощущение безопасности и опоры на взрослого.
— Не нужно говорить лишние подробности. Ни в коем случае не нужно на ребёнка вываливать всё, что мы слышим сами о спецоперации«, — прокомментировала психолог, — В конце разговора нужно сказать: «Мы с тобой вместе, мы с тобой справимся».
Работа, дети — все это меня спасало
Муж Олеси отправился на фронт добровольцем в сентябре 2022 года.
— Сразу его не взяли, потребовалось время для оформления документов и в декабре, в свой день рождения подписал контракт. Через несколько дней был уже на передовой. Так началась наша жизнь в разлуке, — рассказывает женщина.
Олеся говорит, что за полтора года ее супруг ни разу не был в отпуске, но все же им удалось увидеться четыре раза.
— Это были короткие встречи по 2-3 дня. Один раз я ездила туда, за ленточку, сразу же как появилась такая возможность: тогда они выехали в тыловые районы на учения. Это было незабываемое путешествие, один из самых счастливых моментов в жизни. Рождение детей и эта встреча, по эмоциям примерно одинаковые. Я была в эйфории, — рассказала Олеся.
После этого для семьи настало крайне тяжёлое время, так как начались наступательные действия, которые оказались трагическими для многих семей сослуживцев мужа Олеси.
— Было очень страшно. Ждала и верила. Нам посчастливилось, муж выжил в тех боях. Был дважды ранен. Сейчас находится в своей военной части вдали от боевых действий, ждёт операцию. Мы уже и с детьми там побывали, и я одна пару раз съездила, — поделилась Олеся.
Всё это время женщина старалась наполнить свою жизнь разными полезными делами, почти с самого начала она много о бщалась с жёнами участников СВО, принимала активное участие в различных мероприятиях, которые организовывал Комитет семей воинов Отечества, гуманитарной помощью.
— Работа, дети — все это меня спасало. Недавно появилась возможность принять участие в группах психологической поддержки. Я использовала этот шанс. Встречи дают возможность выговориться, поделиться своими чувствами, услышать других. Дают дополнительный ресурс и энергию. Уютно, тепло, комфортно, легко. Очень благодарна за такую возможность, — говорит Олеся.
Встречи проходят каждую субботу с 11 до 14 часов, в культурном центре «Наследие» при храме святого Сергия Радонежского в Челябинске (проспект Победы 398, корп 1). Номер телефона для записи в группу +79227057900. Проект реализуется на средства от гранта.
Текст: Людмила Белышева