Восьмилетний мальчик из Челябинска вырезает из дерева и продает лошадок, чтобы накопить на УАЗик
Восьмилетний Саша из Челябинска откладывает деньги на воплощение неординарной мечты: хочет купить «УАЗ-буханку», устроить в нем дом и поехать в палеонтологическую экспедицию. «Хорошие новости» отправились в гости к второкласснику и пообщались с удивительным ребенком.
Родители Саши не могут точно вспомнить, когда их сын впервые взял в руки лобзик. Говорят, примерно года в четыре.
— Он еще совсем малышом был, в садик ходил — залезет к Сереже на стол и смотрит, как отец работает, — вспоминает Екатерина Федорова, Сашина мама.
Отец Саши — Сергей Федоров — герой нашего старого материала, он вырезает пряничные доски.
— Папа дерево шкурит, и он пытается. Папа режет — и он схватит резак за ручку. Сережа сыну карандашик в руку вместо резака сунет, а тот карандашом ковыряет, будто дерево режет.
Сейчас Саша помогает отцу пилить заготовки на специальном станке, может сам нарисовать эскиз, перенести его на дерево, вырезать обаятельную лошадку с орнаментом или несложную пряничную форму. Дерево разных пород в семье Федоровых умеют отличить даже по запаху. Таким тонкостям Саша еще не научился, но уже отлично знает: липа мягче березы, а, значит, режется легче. Сашин папа Сергей Федоров считается одним из лучших резчиков Южного Урала по дереву. Он рассказывает, что изделия сына разлетаются как горячие пирожки на «Бажовке» — крупнейшем уральском фестивале традиционной народной культуры.
— Некоторые покупатели по пять штук Сашиных пряничных форм брали, — рассказывает Сергей. — Самой ходовой стала маленькая формочка с пролетающей над горами кометой. Еще он делает деревянные ножички и сабли — начикает быстренько и ребятишкам во дворе продает. Копит на мечту, УАЗик-буханку. В уазике планирует обустроить дом и ехать на раскопки — «динозавров копать». Динозаврами он очень увлечен. Недавно мы ездили в Копейский разрез, там камушки берешь, раскалываешь — а в них окаменевшие листочки. Сын загорелся: значит, и динозавров можно найти! И уверен, что найдет.
Сейчас все найденные Сашей кусочки пород с окаменевшими хвощами, папоротниками и листочками аккуратно сложены дома в специальной коробочке. И, несмотря на то, что Сашины друзья больше уважают не динозавров, а котиков, сам он разбирается в древних ящерах получше многих взрослых и может поведать массу интересного про любое «чудище»: от диплодока до стегозавра.
— Мне нравятся динозавры, они цивилизованные, — говорит Саша. — Ходят стадом, могут стадом напасть на какого-нибудь гиганта. Но не все. Стегозавр, например, стадами не ходит. Зато хвостом махнет и кааак кости сломает! У меня есть книги про всех. Вот в этой всё по правде. А тут соврали: пишут, что те, кто летали и плавали — тоже динозавры. Неправда, динозавры — только те, кто ходили по суше.
Динозавры в Сашиной комнате везде — огромная коллекция мягких динозавров, их пластиковые фигурки в огромных коробках, раскраски. В книжном шкафу — книжки про динозавров, в платяном — рубашка с динозаврами. Правда, в школу ее не наденешь — просят приходить в однотонных вещах.
На один из дней рождения Саша был счастлив получить набор юного археолога — скелет динозавра в гипсовом брикете, который надо «освободить» с помощью специальных инструментов.
А недавно ребенок нарисовал мини-книжку: ее главные герои, динозавры, поменялись с людьми местами и сами стали археологами. Они раскапывают кости и поселения людей, спускаются в загадочные пещеры, а в финале находят волшебную Золотую Книгу и выставляют в музее, где она становится главным экспонатом.
— Динозавры всего мира должны быть Сашины, — смеется Катя. — Годика в три мы решили показать ему документалки про природу. Скачали «Прогулки с динозаврами», он смотрел серию за серией с огромным восторгом. Потом просил меня рисовать динозавров, динозавры то, динозавры это!
Когда Саша был совсем маленьким, расставлял своих динозавров на полу в гостиной и приносил родителям записку с приглашением «на экскурсию». Сейчас немного стесняется этого, но на вопрос, кем планирует вырасти, отвечает уверенно: палеонтологом.
— Хочу купить большую буханку (автомобиль УАЗ — прим. ред.), чтобы все в нее влезло, и поеду искать динозавров. Выкопать бы диплодока! Правда, он много весит и в России его нет. Поэтому надо еще в Америку переплыть.
«Буханка» — история отдельная. Однажды Саша задумался о машине-вездеходе, в которой можно ездить в экспедиции и с папой на рыбалку. При этом она должна вмещать много людей, но не быть автобусом. Рассказал маме, а та ответила: подойдет УАЗ-буханка, наша русская, еще советская машина. Впервые увидев УАЗик в интернете, Саша посмеялся, машина показалась ему нелепой и глупой. Но потом поразмыслил и вернулся к маме со словами: мне она нужна. Теперь восьмилетний Саша копит на буханку.
— Коней продаю на Бажовке, — рассказывает Саша. — Надо миллион четырнадцать тысяч. Немножечко уже есть. Хотя деньгами хвастаться и нельзя, но скажу по секрету: накопил уже практически четыре тысячи!
Поскольку переплыть на буханке в Америку не получится, родители предлагают Саше поискать динозавров в Китае.
— В Забайкалье, откуда мы родом, через речной путь шла торговля Сибири, Дальнего Востока, Китая, Японии, — рассказывает Катя. — В музее-усадьбе сибирского миллионера XIX века Михаила Бутина я увидела выдержку из воспоминаний одного купца XVII века. Он писал, что торговал мехами, камнями, драгоценностями и костями рыб. Поинтересовалась у музейного экскурсовода: о каких рыбах речь? Узнала — при разработке золотоносных рудников, которых в Забайкалье множество, находили ископаемые кости мамонтов и тех же динозавров. Их продавали на Восток как поделочный материал. Палеонтологии тогда не было, поэтому их называли просто «рыбьими костями».
Еще одна любимая коллекция Саши — советские значки. Советское для него значит — интересное и хорошее. Поэтому среди Сашиных сокровищ советские акварельные краски, коллекция советских машинок, а также советских монет и банкнот, которую он с гордостью показывает. Особенно гордится Саша редкой 15-копеечной монеткой, которую нашел на улице.
— В семье растет маленький коммунист, — смеются родители. — Часто спрашивает: а эта машина советская? А этот дом советский?
Сейчас Саша режет лошадок на год вперед — готовится к следующей Бажовке, чтобы пополнить копилку и стать еще чуть ближе к осуществлению мечты.
— Сейчас время, когда все доступно, ребенка сложно удивить, — говорит Екатерина Федорова. — Если в моем детстве был один тетрис или одна сега на весь двор, то сейчас дети пресыщены развлечениями, игрушками, телевизором. Максимум, о чем многие мечтают — накопить на новый планшет или мобильный телефон. Поэтому нам как родителям приятно видеть, что у Саши есть увлечения, стремления и мечты о будущем, которые мы поддерживаем.