Все дороги ведут в депо: парень из Челябинска рассказал, почему водителем трамвая быть круто
23-летний челябинец Константин Пацула — водитель трамвая. Молодой человек уже два года работает в депо № 2 «ЧелябГЭТа» и всем сердцем любит свою профессию. Его страница в ВК пестрит фотографиями трамвайных вагонов, рельсов, рабочих рассветов и закатов. Ни длинные смены, ни тяжелая, напряженная и, пожалуй, не слишком престижная работа, не мешают ему радоваться своей профессии и подходить к процессу творчески. Константин вместе с коллегами постоянно придумывает различные проекты, чтобы порадовать пассажиров. Он один их тех, кто украшал трамвай, как новогоднюю елку и ездил на «трамвае победы», пока кондукторы рассказывали истории о военных подвигах своих дедов.
Парень признается, что попал в профессию из-за мечты прадедушки. Тот в молодости хотел стать машинистом паровозов, но из-за Великой Отечественной войны так и не смог осуществить свои планы — призвали на фронт. В школьные годы Константин занимался в кружке при Южноуральской детской железной дороге: освоил много специальностей, в том числе машиниста локомотива. Потом поступил в железнодорожный техникум, летом работал проводником. Отслужив в армии, Костя понял: профессия водителя трамвая вдохновляет его даже больше, чем машиниста поезда.
— Это словно управлять пассажирским поездом, но только в городской местности. Конечно, в нашей работе есть много трудностей, но рабочая романтика все сглаживает. Ранние выезды и поздние заезды показывают город с разных сторон. Лично мне нравится работать в зимнее время: сидишь в теплом свитере и просто смотришь вдаль, а за окном снег идет хлопьями, — романтично рассказывает Константин Пацула.
Парень объясняет, что управлять трамвайными вагонами не очень сложно, главное — разобраться в нехитрой системе и быть готовым к трудностям. Впрочем, Костя говорит, что в его профессии задействовано все-таки больше женщин, чем мужчин. Так традиционно сложилось. Бывает, что водитель с коротким стажем может что-то подсказать старшим товарищам и выручить их. По словам молодого человека, коллеги всегда готовы прийти на помощь, если на линии произошло ЧП.
— Взять например 23 февраля этого года, когда сильный снег парализовал трамвайное движение во всем городе. В этот день у меня должен был быть выезд в пять утра, я приехал с первым дежурным транспортом. В депо я был просто ошарашен: рельс не видно, вагоны брошены по всей территории, словно произошел зомби апокалипсис. Разделили фронт работ, раскопали вагоны, выехали. Посреди дороги один из вагонов застрял — не запускался, ток не уходил в рельсы. Выкрутились. Правда, нарушили все инструкции, но на войне как на войне. История, конечно, печальная, но коллектив сплотился. Мы вместе принимали решения, поддерживали друг друга, когда эмоциональное и физическое состояние было уже на износе. После этого я понял, что работаю в нужном месте, с нужной командой, — говорит Костя.
Константин рассказывает, что главная сложность для водителя трамвая все-таки не катаклизмы, а поведение автомобилистов и пешеходов. Парень удивляется: даже родители с маленькими детьми «умудряются» перебегать дорогу в неположенном месте. А автомобилисты порой и вовсе не слышат трамвай.
— Они никак не могут понять, что двадцатитонный вагон не остановится тут же, в лучшем случае — через 20 метров. Это может показаться смешным, но автомобилисты просто нас не видят и не слышат, а в большинстве случаев отвлекаются на сотовый телефон, а когда видят трамвай, то уже поздно. Но все же есть водители, которые пропускают вагоны, за что им низкий поклон от всех водителей трамваев, — говорит Константин Пацула.
По словам Константина Пацулы, в профессии не обходится и без своеобразной «мистики»: каждому водителю трамвая предстоит как бы «приручить» свой вагон.
— В нашем трамвайном депо есть такие вагоны которые не подпускают к себе чужих водителей, а ждут только своих хозяев. На учебном вождении мне наставник рассказывала, что, когда она закрепилась на новый, трамвай, долго не могла с ним найти «общий язык»: он постоянно ломался, вечно ее таскали на буксире. Но как-то раз один водитель ей посоветовал просто «поговорить» с вагоном. Это, конечно, звучит странно, но вагон ее принял, и служил ей верой и правдой, — рассказывает Костя.
Разумеется, как и все водители трамваев, Константин с нетерпением ждет новые вагоны, обещанные губернатором Алексеем Текслером. С кондиционерами в салоне и кабине, анатомическим креслом для водителя, а также с компьютерным управлением, которое позволит более плавно набирать и снижать скорость.
Впрочем, идею с метротрамом Константин считает перспективной, но признается, что слабо верит в ее воплощение.
— Сколько обещали, что общественный транспорт будет развиваться, но, к сожалению, изменений не было. Этот год заставил задуматься, что трамвай станет приоритетным видом транспорта. На некоторых улицах города отменяют трамвайные светофоры, что позволяет сократить время в пути, — говорит Константин.
Молодой человек признается: самая главная его мечта — чтобы трамвайное движение в Челябинске подняли на высший уровень. А все остальное он обещает преодолеть, продумать и реализовать.
Отметим, что, несмотря на все проблемы «ЧелябГЭТ» устроиться на работу водителем трамвая достаточно просто — необходимо пройти бесплатные курсы, какое-то время поработать стажером и можно выходить на линию. Зарплаты водителей варьируются от 20 до 50 тысяч рублей, в зависимости от нагрузки и квалификации.