Мы продолжаем путешествие по закромам и закоулкам “публички”. Если в прошлый раз рассказ наш был скорее о людях библиотеки, то сегодня покажем мат.часть (правда, фрагментарно, ведь чтобы обойти всё не хватит никаких ног и флешек в фотокамере).
Построим свое книгохранилище с лифтом и микроклиматом
У книгохранилища десять уровней. По сути оно устроено не как многоэтажный дом, а как гигантский книжный шкаф, каждый этаж — отдельная висящая на стенах металлическая “полка”. Здесь, разумеется, содержится не весь фонд — художественная литература лежит поближе к читальным залам, а особо редкие экземпляры в секретных сейфах (о них позже).
Сотрудники перемещаются на специальном лифте. Все этажи продуваются насквозь: через пол пятого уровня мы видим уровень четвертый (в нижней части фото как раз пол с вентиляционными отверстиями). Здесь очень легко дышится и, говорят сотрудники, от сквозняков в хранилище обычно никто не простужается.
Свежие номера газет и журналов поступают на этот уровень. Сначала пресса лежит “охапкой”, перевязанная шпагатом, но постепенно переплетчики подшивают вязанки в большие твердые “папки”. На фото в углу подшивка легендарной газеты объявлений “Тумба”. Зачем она в научной библиотеке — нам не смогли объяснить.
Нанесение индекса. Работа рутинная, но необходимая: на руки читателям можно выдавать только сшитую периодику, иначе век её будет недолог.
Старинные газеты и журналы не сшиваются, а укладываются в бескислотные контейнеры. Это своего рода складная коробочка, в которой раритету не страшно разрушающее воздействие окружающей среды. В таком контейнере ветхая бумага может дожидаться реставрации или храниться десятилетиями.
Здесь своя атмосфера
Шутки шутками, но табличка “Отдел отличной работы” висит здесь не зря. От Вадима в спецовке и вверенного ему хозяйства зависит сохранность нескольких сотен тонн бумаги в библиотеке.
В “отделе отличной работы” под пристальным взглядом композитора Шопена, придавленного магнитиком, идет наладка самой главной в книгохранилище машины. Синий “шкафчик” — сложнейшая климатическая система, остужающая и очищающая воздух сразу во всём здании.
Температура и влажность поддерживаются неизменными на всех уровнях хранилища. “Юнифлер” гонит воздух по трубам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Так выглядит нутро кондиционера, который крупнее домашней сплит-системы в десять раз, а дороже — примерно в триста.
Помните портрет Шопена на боку “Юнифлера”? Располагается очень громко гудящий аппарат (по иронии судьбы) среди полок с нотами и учебниками музыки. Отдел нотной литературы — через дверь.
Здесь сейчас ремонт, на который печально взирает с пианино “Дружба” бюст композитора Рубинштейна.
Железный занавес
Следующий пункт назначения — отдел редких книг. Здесь держат самые редкие, самые дорогие (и даже существующие в единственном экземпляре) тома. Широкая аудитория может увидеть только “гостевую” часть, где проходят выставки; вход в хранилище полностью запрещен. Забегая вперед: да, нас всё-таки пустили.
Первая из множества бронированных сейфовых дверей в отделе редких книг — входная.
В парадной комнате отдела редкостей сейчас выставка старинной православной книги. Открывать акриловый шкаф, защищающий древние тома от ультрафиолета, можно только на пару минут в день. Посередине лежит логгер (с двумя 'г', а не как 'блогер') — прибор, в реальном времени отображающий параметры микроклимата в помещении. Также на шкафах закреплены датчики сигнализации — если кто-то подойдет ближе пятнадцати сантиметров, будет “сработка”.
Слева сверху: текущий ремонт в коридоре “пляшет” от угла с охранным комплексом. Характеристики устройства особо не разглашаются, но просто имейте в виду: охранно-пожарная система полностью автономна и может работать при сбое электропитания; посылает и принимает сигналы по каналам Ethernet и GSM; для снятия помещения с охраны нужен не только электронный ключ (мы видим две скважины, видимо, ключей два), но и пароль. Справа: тревожная кнопка есть и внутри помещения с сейфами, и в смежном выставочном зале. В случае штурма отдела редких книг, библиотекари сумеют запереться в сейфе и вызвать подмогу. Снизу слева: единственный фрагмент сейфа в хранилище редких книг, который дозволено фотографировать. Секретность практически как на подлодке.
Wake up, Neo
Казалось бы, логичнее всего вообще запереть бумагу по сейфам и оцифровать абсолютно весь фонд, загнать книги в Матрицу. Благо, с техникой проблем нет… Хотя, давайте представим. В 1960 году в “публичке” был почти миллион томов. Вот их мы и прогоним через сканер. В томе, предположим (очень грубо!), сто страниц, то есть 50 разворотов. Если сканировать на планшетном сканере вручную, потребуется на книгу 5-6 минут. А на миллион книжек уйдет без малого десять лет непрерывной работы! Ну хорошо, давайте поставим рядышком дюжину сканеров и загрузим их работой круглосуточно — даже в таком случае придется пыхтеть десять месяцев. Ну вы понимаете, сколько в расчете допущений, так что объем оцифровки в масштабах даже одной библиотеки можно считать невыполнимым.
После длинной прелюдии пара слов: на данный момент значительная часть материалов хранится не на “винчестерах”, а на пленке, которую можно просматривать на читальном аппарате (да, так этот ящик и называется).
Работа с микрофильмами напоминает какую-то шпионскую игру: да, что-то подобное мы частенько видим в кабинете Малдера из “Секретных материалов”. Хотя проектор для просмотра пленок на самом деле не пережиток Холодной войны, а довольно современное устройство: конкретно этому всего несколько лет отроду.
Так выглядит заправленный в проектор микрофильм. Самый первый экземпляр пленки отправляется в головной архив в Москву на вечное хранение. Его никто и никогда не достанет из коробки, если только не потребуется резервная копия взамен утраченного микрофильма в какой-нибудь региональной библиотеке.
В основном на пленку архивируются особо редкие издания, старинные газеты и журналы. Собственного оборудования для микрофильмирования (создания пленок) в “публичке” нет.
Кое-что всё же переходит “в цифру”. ЧОУНБ подключилась к федеральной программе оцифровки редких книг, а всего в этом движении 33 библиотеки со всей страны.
Планетарный сканер — единственный в области. На нем идет оцифровка особо редких изданий краеведческого толка, которые поступают затем в облако Национальной электронной библиотеки. На данный момент в Челябинске обработаны почти полторы сотни книг. После настройки параметров сканирования в кабинете следует отключить свет, потому что гигантский ксерокс работает только в освещении своих собственных ламп.
Неловкий момент, когда на отечественном сканере азиатской сборки начинает капризничать немецкий софт. К счастью, такое бывает не каждый день.
Эпилог
Наше двухдневное путешествие по Челябинской областной универсальной публичной библиотеке подошло к концу. Разумеется, мы, как тот киноробот из будущего, еще вернемся, чтобы пошелестеть пожелтевшими страницами тайн и загадок этого чудного места. А напоследок вам бонусная фотография из читального зала.
Пользователь “Электронной библиотеки диссертаций” пишет козырную кандидатскую.
За экскурсию благодарим приветливый, но строгий коллектив Челябинской областной универсальной научной библиотеки и отдельно нашего провожатого — Наталью Рудольфовну Соловьеву.