"Хорошие новости" (и уже знакомый читателям редакционный фотоаппарат, куда без него), проникли внутрь строения, на которое каждый день смотрят ну, без преувеличения, сотни тысяч человек. И при этом только единицы хоть что-то о нем знают. Мегателевизор на площади Революции не совсем то, чем кажется издалека, и мы готовы рассказать о нем несколько удивительных историй. Сразу уговоримся: термин "телевизор" официальный, а не наша фамильярная выдумка; так экран девять на двенадцать метров и называет персонал.
Путь наверх
Серверная, каких сотни; на диванчике читает Войновича (про войну, значит!) сисадмин в шлепанцах. Когда мы заходим, он вежливо здоровается, кивает на неприметную дверь, куда-то торопливо исчезает.
За дверью — полтора метра металлического мостика, зависшего почти над центральной площадью города, а ведет мостик в нутро самого большого (из девяти себе подобных) в городе светодиодного экрана.
Сегодня тот редкий день, когда телевизор и не телевизор вовсе, а отключенный "черный квадрат", пару часов "кина не будет". День посвящен плановой профилактике и наладочным работам. Собственно, поэтому мы и здесь, обычно присутствие людей внутри не требуется.
В экране, представьте только, четыре этажа. Внутри устройств поменьше уровней всего два. В принципе, довольно просторно даже рослому мужчине, но не видно солнечного света, только несколько лампочек дребезжат, а потому немного угрюмо.
Думаете, инженер постоянно любуется отличным видом на город? Единственное окошко наружу — зарешеченное вентиляционное отверстие. Хотя пейзаж действительно дивный.
А вот что можно увидеть с вышеупомянутого мостика, но стоять здесь подолгу как бы не положено. Хорошо наблюдать отсюда парад Победы, но, не исключено, что на такой удобной позиции стоят не зеваки, а снайперы спецслужб.
Из чего же, из чего же...
Как сувенир мы забрали с собой запасной субмодуль, чтобы потом как следует его рассмотреть. На фотографиях ниже — один пиксель экрана! Восемь субмодулей (примерно по сотне светодиодов на каждом) объединены в модуль, а модулей в одном экране триста сорок штук, итого 2720 "субов".
Слева — наш экран. Если присмотреться, можно разглядеть отдельные светодиоды.
Разобранный модуль. Инженер Антон шутит, что самое сложное в обслуживании экрана — откручивать болтик. Их по 16 штук на каждой крышке (крышек, напомним, почти три с половиной сотни).
Внутри модуля печатные платы со светодиодами и маршрутизатор, они отдельно запитываются двумя разными блоками питания. Тот БП, что покрупнее (на нем рука в перчатке), обеспечивает напряжение на плате.
Серверный шкаф сегодня — просто шкаф, потому что сервер на профилактике. Красные кабели — это витая пара, по которой от хабов (разветвителей) идет сигнал на каждый ряд модулей (они, в свою очередь, соединяются последовательно в ряды-строки).
Техника работает практически при уличной температуре. В -27 экраны отключают, чтобы не насиловать электронику, да и картинка "подмерзает", становится смазанной. Летом градус поверхности снижают кондиционеры. Пульты от сплит-систем хранятся внизу, у входа.
Достучаться до сердец
Большие экраны используются не только как рекламные носители или средство оповещения о штормах и лесных пожарах. Вот, например, только пара историй из жизни челябинских телеков.
Один "романтик" (дальше будет понятно, почему в кавычках) задумал сделать своей любимой оригинальное предложение руки и сердца. Уж не знаем как, но он инсценировал ДТП рядом с одним из экранов, уговорил экипаж "Скорой помощи" поприсутствовать и лег перебинтованный неподалеку. Когда пассия нашего выдумщика с полными ужаса глазами прибыла на место происшествия, на экране запустили видеоролик, мол, "будь моей женой". Кстати, она согласилась — то ли любовь такая сильная, то ли стресс повлиял на рассудительность.
А вот другой рассказ, куда добрее. Министерство социальных отношений пустило в эфир ролик о детишках, которым нужны опекуны. Все шестеро маленьких беспризорников из видео вскоре обрели дом.
Недомашний кинотеатр
В разное время своей жизни экраны показывали новости, социальную рекламу, спортивные трансляции (недавний Чемпионат мира по тхэквондо, например!). Из уст в уста инженеры телеков передают историю, как в московской системе крутили видео с ярлычком XXX. С тех пор значительно возросла защита управляющих компьютерных программ от злоумышленников.
Экран поменьше. Вход в него — через трубу-опору.
Любопытно, что для лучшего качества изображения гамма картинки подстраивается под время суток и даже погодный сезон! Дождливой пасмурной осенью изображение тускнеет, а на ярком солнце, наоборот, становится насыщеннее — иначе будет бликовать и никто ничего не увидит. Энергопотребление всей системы зависит как раз от яркости. Видеоролик в светлых тонах намотает на электросчетчик больше, чем видео с тёмным цветовым решением.
"Вика", "Комса", "Аспект"
У всех девяти экранов в городе есть собственные имена (или имена собственные). Ну, понятное дело, образованы имена от топонимов. Самое любопытное имечко — "Аспект". Это перекресток Свердловского и Комсомольского. Уже мало кто помнит, что несколько лет назад там действительно был магазин "Аспект". "Вика" — отель Victoria, "Комса" — Комсомольская площадь. Ну и так далее, "Родник", "Аврора", "ЧМЗуха"...
Понравился наш материал? У нас есть и другие интересные спецпроекты.