Новости

Интересный факт: в 1945-1946 годах на Южном Урале построили мечеть и две церкви по личному приказу Сталину

Интересный факт: в 1945-1946 годах на Южном Урале построили мечеть и две церкви по личному приказу Сталину

До Великой Отечественной Войны Магнитогорск называли "атеистической столицей" советской России. Еще бы, в Магнитке не было ни одного священника или мулы, город никогда не слышал колокольного звона и не видел ни одного минарета. Да и какие колокольни и минареты, если Магнитогорск активно застраивали одновременно с металлургическим комбинатом — в 1929 году. В те годы борьба с религией достигла своего апогея: церкви взрывали, священников расстреливали и сажали. Однако все изменилось после Победы, когда "атеистическая столица" с населением в 200 тысяч человек вдруг утратила свой незавидный статус и стала одним и городов СССР, где "с нуля" начали строить храмы. Здесь Магнитогорск даже стоит особняком, ведь в середине 1940-х там возвели и освятили целых две православных церкви — храм Михаила Архангела и храм Николая Чудотворца.  

Храм Николая Чудотворца

Говорят, что инициатором строительства стал директор ММК Григорий Иванович Носов. Дескать, когда в 1945 году взялись возводить храм Николая Чудотворца, у Носова состоялся телефонный разговор со Сталиным. 

— Кто позволил построить церковь? — спросил генералиссимус. 

— Народ. — ответил директор комбината.

— Какой народ? — спросил Сталин. 

— Народ, который победил в войне. — сказал Григорий Носов. После чего, согласно преданию, вопрос о целесообразности стройки был снят. 

Некоторые краеведы говорят, что это больше напоминает легенду: хорошо известно, что после войны отношение государства к религии (до прихода к власти Никиты Сергеевича Хрущёва) радикально изменилось. С подачи Кремля храмы открывались по всей стране: людям, пережившим страшные военные годы, требовалась духовная поддержка, да и общий курс СССР относительно веры поменял вектор. Было восстановлено патриаршество, в 1943 году официально назначили патриарха Московского и всея Руси. На Магнитогорске это отразилось так: сперва освятили Николаевский храм — в ноябре 1945 года — а годом позже свои двери распахнул и храм Михаила Архангела. Там и сейчас венчают и служат литургии. Храм Николая Чудотворца находится на улице Чкалова, 79, а Михайловский — на Коммунаров, 30. Прихожане последнего шутят, что название улицы символично. 

Храм Архангела Михаила

Впрочем, трезвон раздавался над городом металлургов совсем недолго: после смерти Сталина, Хрущев возобновил гонения на религию, и верующих снова стали притеснять. Так, например, Михайловский храм изначально сложили деревянным, но к концу 1950-х у прихожан уже было достаточно стройматериалов, чтобы возвести настоящий каменный собор. А вот это было уже слишком: проект зарубили, и подготовленные кирпичи люди попрятали по домам и квартирам. В камне Михайловскую церковь переложили только в 1980-е годы. 

Совсем другая судьба ожидала Николаевский храм. Вокруг его закрытия в 1960-м году ходят зловещие слухи. Говорили, будто священник то ли утопил младенца во время крещения, то ли по какой-то причине провел обряд над уже мертвым ребенком. Не исключено, что ничего подобного не было вовсе, и храм просто прикрыли на волне хрущевской антирелигиозной пропаганды, а слухи распустили специально. В качестве доказательства, что никакого Бога нет — в здании церкви открыли обсерваторию, смотреть на небо. Верующим вернули храм в 1990 году.

Некоторое отепление отношений между советской властью и религией затронуло не только православную церковь. Например, в хуторе Миасский, неподалеку от Челябинска, в том же 1946 году открыли соборную мечеть. Она тоже работает до сих пор и принимает на молитву правоверных мусульман из Челябинска, Миасского и окрестных поселков.

Мечеть в Миасском

Когда мужчины хутора отправлялись на фронт, то поклялись, что, вернувшись, обязательно построят мечеть. Обещание выполнили и, как уверяют в Миасском, с личного разрешения верховного главнокомандующего. В 1945 году из Челябинска отправили телеграмму в Москву товарищу Сталину с просьбой разрешить строительство мечети. Вскоре пришел ответ Кремля: "Разрешаю". Деньги на это собирали среди мусульман Челябинской, Свердловской и Курганских областей, ведь в те годы мечеть в Миасском была одна на всю округу. Ее имамом 30 лет (с 1946 по 1976) являлся Динмухаметов Нигаматжан. 

По словам историков, построенные в сороковые годы мечеть и церкви свидетельствуют, что в советский период отношение государства к религии было неоднозначным и на разных этапах претерпевало существенные изменения. Всего за военные годы и в период до смерти Сталина в 1953 году в СССР возвели несколько десятков храмов и мечетей, а также открыли сотни закрытых ранее. 

Похожие новости:

Читайте также: