Река Урал, которая делит Магнитку на две части, когда-то называлась иначе — Яик, что в переводе с башкирского означает "разливающаяся, затопляющая". И, действительно, это сегодня Урал в некоторых местах можно перейти вброд, слегка закатав штанины, а раньше Урал-батюшка так разливался, что затоплял целые села. Даже относительно недавно существовало водное сообщение между Оренбургом и Уральском (город в западном Казахстане).
Слава у этой реки тянется из седой древности. Первые упоминания об Урале есть еще у Птоломея (во II веке нашей эры), там речка фигурирует под названием Даикс. Однако уже в средние века за водной артерией закрепляется название Яик. И так было вплоть до 1775 года, когда в уральских степях не изловили Емельяна Пугачева. Лидера бунта, окутавшего практически весь Южный, Средний Урал и Поволжье, провезли в клетке и казнили в Москве.
Емельян Пугачев
Но, причем же здесь переименование рек? Такая практика, если угодно, являлась частью информационной войны того времени. Чтобы окончательно стереть из народной памяти имя Пугачева и его шайки, Екатерина Великая решила "перекрестить" реку из Яика в Урал. Это было связано с тем, что одним из центров пугачевщины, своего рода, "ставка командования" находилась в Яицком городке (ныне —тот самый Уральск), а костяком восстания стали яицкие казаки, которые обитали у берегов Яика.
В указе императрицы от марта 1775 года значилось:"Для совершенного забвения сего на Яике последовавшего несчастного происшествия, реку Яик, по которой как и оное войско так и город название свое доныне имели, по причине той, что оная река проистекает из Уральских гор, переименовать Уралом, а потому и войско именовать Уральским и впредь Яицким не называть, равно и Яицкому городу называться отныне Уральск"
Да так оно и прижилось: казачество у нас отныне не Яицкое, а Уральское, как и река, как и горы. Впрочем, цели Екатерины II так и не были достигнуты: "забвения несчастного происшествия" не произошло и о бунте Пугачева пишутся и писались книги, снимаются фильмы, устраиваются музейные экспозиции. Другое дело, что отношение к лже-Петру III в народе скорее негативное, чем позитивное. Недаром же, анархию, стихийный бунт и неповиновение у нас до сих пор называют пугачевщиной.