Интересный факт: к строительству Магнитогорского металлургического комбината привлекали верблюдов
Неслучайно на гербе Челябинской области изображен верблюд: корабли пустыни не только шли через Южный Урал по Шелковому пути, но и успешно использовались уральцами в хозяйстве. На них передвигались, перевозили грузы, их даже запрягали в сани!
По данным краеведов, башкиры Оренбургской губернии закупали животных в Калмыкии или южнее — на территории современного Казахстана — и уж оттуда гнали их на Урал. Согласно официальной статистике, к середине XIX века в Оренбургской губернии насчитывалось 800 голов верблюдов, которыми, кстати, пришлось поделиться с русской армией во время очередной Турецкой кампании. Неудивительно, что крепкие, неприхотливые парнокопытные использовались и при строительстве заводов. В том числе — настоящего промышленного гиганта СССР и России — Магнитогорского Металлургического Комбината.
Об этом свидетельствует, например, картина признанного «живописца Магнитостроя» — Георгия Соловьева (1897-1970). В Магнитогорск 24-летний художник приехал в августе 1931 года и сразу взялся за кисть. На одной из его работ — палаточный городок строителей, ломовые лошадки, запряженные в телеги и пара верблюдов.
Несмотря на то, что редакции не удалось найти документов, свидетельствующих об использования верблюдов на стройке комбината, сюжет картины соцреалиста едва ли является вымыслом. Остались люди, которые прекрасно помнят рассказы дедов и родителей, как корабли пустыни помогали строить Магнитку.
Олег Базылев — сын одного из первостроителей ММК Степана Васильевича Базылева. По его словам отец приехал строить завод-гигант в 1927 году. Позже он много рассказывал о быте и организации труда на объекте, в том числе говорил и о верблюдах, которые перевозили грузы. Многие рабочие, приехавший на Урал со всей страны, видели таковых впервые.
Впрочем, экзотические животные не только использовались в качестве «ломовых лошадей», но и служили транспортом для инженеров и других специалистов проекта. В музее истории «Магнитостроя» есть примечательный снимок: двугорбые «корабли пустыни» стоят на фоне первого здания заводоуправления ММК, очевидно дожидаясь всадников, заехавших в «контору» по делам. Еще один снимок, уже 1930-х годов, иллюстрирует основные тягловые силы, использовавшиеся в строительстве: автомобиль, лошадь, и верблюда. Этой фотографией с нами поделились в редакции газеты «Магнитогорский металл».
Отметим, что верблюды использовались не только для строительства ММК. В соседней Уфе примерно в то же самое время корабли пустыни строили Моторный завод. Авторы книги «Наша с тобой биография», посвященной уфимскому моторостроению И.Сотников и М.Воловик, рассказывают: «Весной 1935 года на стройку прибыл отряд казахов-кочевников, — с сыновьями на арбах, со своими верблюдами. Неподалеку от завода они раскинули юрты, возвели кухонные очаги. Насчитывалось их семей сто, и у каждой свой верблюд. Казахи занимались перевозкой строительных материалов на повозках, запряженных верблюдами. Бывало, длиннющие караваны верблюдов тянулись по дорогам в сопровождении своих хозяев».
Очевидно, промышленное использование верблюдов на Урале сошло на нет уже к концу 1930-х годов. К 1940-му году Советский Союз выпускал более 140 тысяч автомобилей, 90% которых были грузовыми. Таким образом верблюды все реже покидали степи Средней Азии и на Урале их можно было увидеть разве что в зоопарке.