Соединили прошлое, настоящее и будущее: на ЧТПЗ презентовали работы художников-«промышленников»
В Челябинске состоялась презентация работ, созданных в рамках проекта «Летопись современного завода». Напомним, это совместный проект Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ), входящего в Трубную Металлургическую Компанию (ТМК), и Галереи современного искусства Синара Арт (г. Екатеринбург).
Пятеро финалистов проекта: Анастасия Иваненкова, Кирилл Бородин, Анна Сярова, Ирина Вилкина и Сергей Потеряев, в течение месяца работали в мастерской и в цехах предприятия, и теперь представили результаты своего труда — художественные произведения, на которые их вдохновило металлургическое производство.
— Проект «Летопись современного завода» стал для ЧТПЗ уникальным опытом. Произведения, созданные участниками арт-резиденции, помогли по-новому взглянуть на труд челябинских трубников, архитектурное пространство и производственные цеха предприятия, которые стали источником вдохновения для участников проекта. Я благодарю авторов за уникальные работы — в них передан самобытный характер завода, его динамика, история и колорит. Они подчеркивают ценность труда и уникальность профессии и демонстрируют промышленное производство с нового ракурса, — отметил управляющий директор ЧТПЗ Евгений Губанов.
— Идея арт-резиденции на ЧТПЗ — поддержка развития индустриального жанра в отечественном искусстве. В результате созданы работы в различных медиумах, высвечивающие красоту металлургии и человека труда. Все они не только займут почетное место на ЧТПЗ, но и будут вовлечены в различные выставочные проекты, запланированные Фондом поддержки и реализации культурных инициатив Синара«, — подчеркнула руководитель Фонда Наталья Левицкая.
Кирилл Бородин создал серию ярких картин, написанных по следам знакомства с цехами ЧТПЗ. Кирилл признается: одним из главных источников вдохновения стал цех по выпуску труб большого диаметра «Высота 239», его яркие краски и необычные архитектурные решения. После нескольких экскурсий он сделал наброски, чтобы затем передать всю заводскую атмосферу.
— Каждый цех уникален, начиная от цветовых решений пространства до модулей и конструкций. Каждый холст — это отклик на то или иное пространство. В отдельных работах я предпочел отказаться от ненужной проработки и «документации» в пользу передачи общего впечатления от увиденного — некой вибрации и фактуры заводских цехов, — объясняет Кирилл.
У петербургской художницы Анастасии Иваненковой совсем другой стиль: вышивка гладью. Настя сначала делает наброски карандашом, а затем вышивает свои картины. Ее произведения объединяет тема памяти, ведь художница окунулась в прошлое завода.
— В книге-фотоальбоме «ЧТПЗ. Бесконечные возможности» я нашла информацию, что в 1960-е годы на ЧТПЗ был создан «цех благоустройства и озеленения», где выращивали цветы для клумб, а также свежие овощи, фрукты, зелень и многое другое. Очень трогательно, что среди масштабного производства рабочие выращивали цветы, которые потом радовали людей. Поэтому на левом полотне диптиха «Ян, Устина и другие цветы жизни» изображен силуэт работниц с реальной архивной фотографии, которые трудились и растили эти прекрасные цветы, — рассказывает Анастасия. — И еще один факт из истории предприятия тронул мою душу: в 1950-х на заводе открылся цех № 9 — кроватный цех, где изготавливали детские кроватки. А трубы, которые использовались для строгих и мощных промышленных назначений, одновременно служили мягкой периной для новорожденных малышей. Так, на правой части диптиха на фоне цехов завода изображена детская кроватка.
Название диптиха Анастасия объясняет так: на этих кроватках, наверняка, засыпали и Яны, и Устины, и многие другие дети, например, Андрюши, ведь это имя тоже вышито на картине. Имена, разумеется, выбраны не случайно — в них художница закладывает личную биографию, как бы добавляя в историю завода частичку своей истории.
— Возможно, я этими именами назову будущих детей — кто знает? — загадочно улыбается Анастасия.
Анна Сярова называет себя «художником личных смыслов»: «У меня нет зацикленности на конкретных темах, исследованиях. Я увлекаюсь, и не ставлю себе границ и рамок, ни в материале, ни в мыслях». Свою работу «Восход. 239», которая, как понятно из названия, была вдохновлена цехом «Высота 239», она создала в современном стиле, но отсылкой к периоду авангарда и супрематизма. Анна уверена, что так получилось лучше передать образ предприятия.
— Яркие, геометрически четкие элементы зданий погружены в плоскости абстрактного ландшафта, уводящего зрителя к пикам Уральских гор и небу. Центральное место в композиции отведено Человеку. Три яркие фигуры — тот акцент, который придает и произведению «Восход. 239», и настоящему заводу и смысл, и жизнь, — поясняет Анна.
Дополнительно она создала серию графических листов, посвященную внутренним точкам и узлам предприятия. Эти эскизы тоже основаны на впечатлениях художницы от посещения производства. Кстати, Анну на творчество вдохновил и сам Челябинск — гостье очень понравился наш город.
Ирина Вилкина — медиахудожник. С помощью компьютерной программы она генерирует графику и звук, добавляя туда записи «с полей» — то есть, из цехов. Так получились «Четыре параграфа» на 5 мин. 43 сек. Работа посвящена экологии и очистке воды. Ирина узнала, что ЧТПЗ уделяет много внимания охране окружающей среды и повышению экологической безопасности производства. Так, на территории предприятия работают два комплекса по очистке воды AQA Кристалл и AQA Баланс. Этот факт весьма впечатлил художницу.
— В качестве основного референса работы я взяла стихотворение Ларисы Миллер о воде в производстве «Темна вода, темна вода...» Работа «прочитывает» стадии постепенной очистки воды и возвращения ее в оборотный цикл. Аудиоряд подкреплен полевыми записями, зафиксированными в цехах предприятия, — объясняет Ирина.
Многопрофильный художник Сергей Потеряев представил на выставке инсталляцию из алюмокомпозита, в которой использовались архивные фото ЧТПЗ. Инсталляция встречает гостей и сотрудников предприятия прямо на входе, на первом этаже заводоуправления.
— Концепцией и идеей работы послужила фраза из «Фауста» Гёте. Она отсылает нас к значению времени и связи поколений. Индустриальная культура часто объединяет в рамках одного завода глубокие семейные связи, когда дедушки и бабушки, мамы и папы, сыновья и дочери работают вместе. Используя архивные фотографии завода, я создаю фразу из металла, которая, в свою очередь, отсылает нас к советскому опыту создания визуальных лозунгов и надписей для предприятий и публичных пространств. Акцент в работе сделан на то, что видимый блеск скрывает, порой, многогранное прошлое и только на расстоянии мы можем увидеть и осознать трудовое настоящее и счастливое будущее, — говорит Сергей Потеряев.
Работы участников проекта «Летопись современного завода» пополнят музейный фонд ЧТПЗ, также фото- и видеоматериалы проекта будут представлены в социальных сетях предприятия и Галереи Синара Арт. В дальнейшем организаторы намерены интегрировать произведения в различные выставочные проекты. Добавим, что ранее проект «Летопись современного завода» был проведен Галереей Синара Арт в 2010 году совместно с Северским трубным заводом (СТЗ), а в 2011 году — с Синарским трубным заводом (СинТЗ), входящими в ТМК.