«Это станет в хорошем смысле слова потрясением»: в Челябинском театре кукол поставили премьеру по Шекспиру
В эти дни на сцене Челябинского театра кукол имени Вольховского идет серия премьерных показов трагикомедии для взрослого зрителя — шекспировской «Бури» по одноименной пьесе английского драматурга. В главной роли зрители увидят главного режиссера театра Александра Борока. «Хорошие новости» узнали, почему новый спектакль считают в театре предметом роскоши, как поучаствовал в постановке один из челябинских заводов и какие художественные решения воплотила в Челябинске команда режиссера из Беларуси Александра Янушкевича.
С труппой Челябинского театра кукол режиссер Александр Янушкевич работал над двумя, пожалуй, самыми громкими премьерами театральной жизни Южного Урала последних лет — спектаклями «Годунов» (вошел в лонг-лист «Золотой маски») и «Дон Жуан». Приглашенная команда уже знакомого челябинцам режиссера трудилась и над новой его постановкой, двухчасовым спектаклем «Буря». Сам Янушкевич говорит, что в этом литературном материале постановщикам было интересно «похулиганить», сделав его легким, но содержательным.
Новый спектакль получился не только хулиганским, но одновременно сюрреалистичным и многосмысловым, полным нестандартных, но при этом качественно, убедительно воплощенных художественных решений. Зритель оказывается во время спектакля буквально в сценическом пространстве, а актеры работают не только с куклой, но и «живым планом». Постановщикам и труппе удалось представить современное концептуальное прочтение классика, сохранив узнаваемость шекспировского сюжета. На пару часов зрители оказываются на каменном острове, где в окружении духов земли и воздуха живет изгнанный правитель Просперо с дочерью Мирандой. Просперо научился повелевать духами, овладел искусством волшебства и готовится к новой встрече с королями и герцогами, которые лишили его престола и обрекли на смерть. Подобно шекспировскому Гамлету, главный герой спектакля размышляет: как ему поступить перед лицом зла? И что выбрать — месть или милосердие?
«Буря» — первый за прошедшее десятилетие взрослый спектакль, поставленный специально для малой сцены и призванный показать ее художественные и технические возможности. В нем задействованы семь актеров. На сцене — только мужчины, как это было в эпоху Шекспира. В роли волшебника Просперо предстает главный режиссер театра кукол имени Вольховского Александр Борок, артист, заслуженный в смысле не только звания, но и зрительского интереса.
– Янушкевич, как правило, ставит спектакль на того или иного артиста. —рассказывает директор театра кукол имени Вольховского Елена Ильченко. — За время предыдущего сотрудничества он отработал далеко не со всей труппой, при этом высоко оценивает ее потенциал. Видя, что наши актеры вызывают у Янушкевича творческий азарт, Александр Борок снова и снова предлагает ему поработать с труппой, и режиссер, естественно, соглашается. Теперь очередь дошла до самого Борока, который игрхает в «Буре» главную роль.
У каждой из кукол, задействованных в спектакле, есть уникальные блестящие детали и элементы, на которые поставила визуальные и смысловые акценты художник Екатерина Шиманович. Интересно, что это не серебряная краска или фольга, а настоящее хромирование, выполненное промышленным способом. Воплотить идею художника помог один из челябинских заводов, куда специально привозили кукол. В театральном свете хромирование «играет» невероятно эффектно.
— Театр кукол — прежде всего художественное видение и выражение литературного материала, неважно, классического или нет. — поясняет директор театра Елена Ильченко. — Поэтому Александр Янушкевич всегда привозит к нам новых художников. У каждого свой подход к визуальной концепции спектакля, и каждый раз это работа непростая, поскольку форматы постановок не традиционны. Над «Бурей» работала молодой художник Екатерина Шиманович. Мы далеко не первый театр, с которым она сотрудничает. У себя на родине, в Беларуси, Екатерина имеет награды, профессиональные призы. В основном, делает большие форматы, работает с драмой, музыкальными театрами, оперой и балетом, мыслит масштабными сценическими пространствами. Еще одна отличительная черта Кати — работа с уникальными материалами. Волшебство театрального света, конечно, сделает свое дело с любым материалом. Но для Екатерины принципиально важно, чтобы подача и исполнение художественного решения были максимально качественны и эффектны для зрителя.
Ткани, имитирующие в спектакле фактуру дерева, камня, кожи, заказывали у поставщика из Петербурга. Некоторые красили, на прозрачные полотна типографским способом наносили печать. Куклы, представляющие большие человеческие фигуры, выполнены из пеноплекса и покрыты папье-маше. Отдельные фрагменты кукол Екатерина Шиманович долепливала из самоотвердевающей глины. На часть реквизита наносили специальную краску для видеопроекций, усиливающую отражение света. Пространство сцены тоже меняли: чтобы «обустроить» дополнительное место для работы артистов, пришлось доваривать специальные каркасы. Много времени заняла работа над афишей: «проходных» афиш у Янушкевича не бывает. Художник, режиссер, дизайнеры долго продумывали ее концепт.
– В результате Катя сделала кусок пластилина, в который дизайнер вписывал лица. — рассказывает директор театра. — Кстати, нестандартная мимика актеров, которую вы увидите на видеопроекциях в спектакле и на афише — результат съемки с автомобильным компрессором. Видеоконтентом тоже занимался специалист из Минска. Художник по свету также приглашенный — из пермского «Театра-Театра».
Единственным челябинцем, работавшим в команде приглашенных постановщиков, стал хореограф — артист Челябинского театра современного танца Степан Баннов, создававший пластическое решение спектакля
— Актеры нашего театра кукол хорошо знакомы с телесной работой, всегда отзываются на эксперименты со стороны хореографа, стараясь выполнить все по максимуму. — рассказывает Степан. — Конкретно в этом спектакле задач у них много: объемный текст, работа с куклой, живые планы, мизансцены, композиции, и все это выстраивалось и «обживалось» пластически. Планов работы с пластикой в «Буре» несколько. Первый — когда обитатели острова, ребята в глухих черных комбинезонах с закрытыми лицами, встраиваются телом в черные пустоты декорации-скалы, олицетворяющей остров. Второй момент: вступая во взаимодействие с куклой, актеры работают как проводники, передают ее текстовой и пластический образ. Мы искали, как человек может в этот момент стоять, ходить, и в то же время управлять куклой — ее поворотами, наклонами, взаимодействием с другими персонажами. И третий момент — когда актер играет живым планом. При этом на сцене он должен жить, как подсказывает его тело, настроение, ощущение, но, в то же время, выполнять определенные принципиальные вещи. Многое зависело и от сложных костюмов.
В челябинском театре кукол шутят, что «Буря» — предмет роскоши, который не представляется никакому прагматическому анализу. И дело не в стоимости спектакля, а в том, что он получился «штучным» и показал искусство даже не кукол, а предметов и образов.
— Думаю, «Бурю» стоит посетить в первую очередь чтобы развенчать стереотип, что мы ставим спектакли исключительно для детей, и увидеть не просто привычных кукол, которые вдруг начнут рассказывать «взрослую» историю в новых декорациях, а вообще принципиально другой театр. — считает Елена Ильченко. — Для всех нас — это сюрприз и эксперимент. Честно, завидую тем, кто начнет знакомство с постановками для взрослых именно с этого спектакля. Это станет в хорошем смысле слова потрясением.
Увидеть премьеру на малой сцене театра кукол можно 4 мая в 19:00. В следующий раз ее покажут только в следующем театральном сезоне. Каждый показ требует внушительной подготовки: декорации монтируются долго, немало времени занимает репетиционная работа, особенно если учесть, что каждый из артистов задействован в текущем репертуаре.
Следующая премьера в театре кукол намечена на июль: это будет спектакль «Медуза Горгона» в постановке режиссера Петра Васильева из Петербурга.
Фото: Надежда Тютикова