Истории

Как приручить енота: актриса вырезала из дерева куклу и научила ее улыбаться и пожимать плечами

Прослушать статью
Как приручить енота: актриса вырезала из дерева куклу и научила ее улыбаться и пожимать плечами

Три дня подряд на сцене Челябинского театра кукол выступал удивительный дуэт из Томского театра живых кукол «2+ку»: актриса Мария Михалева и вырезанная из кедра и бука кукла Енот. 

Енот — из семьи уникальных «кукол на запястье», придуманных сибирским мастером Владимиром Захаровым. Они сделаны по особой технологии: у этих кукол есть мимика, они умеют делать мелкие движения, вздыхать, пожимать плечами, улыбаться. Их создатель утверждал: «кукла на запястье» — единственная, которой под силу переиграть актера. О секрете их оживления «Хорошие новости» поговорили с ученицей уникального мастера. 

Кукольника, сказочника, режиссера, создателя томского театра живых кукол «2+ку» Владимира Захарова зрители называют «настоящим волшебником». Бывший кибернетик-конструктор из Сибири изобрел уникальную куклу с полной механикой оживления и огромными живыми глазами. Благодаря придуманному им же механизму поворотного века взгляд кукол Захарова способен передавать невероятный диапазон эмоций от смущения до озарения. 

Актриса Мария Михалева о мастере, который стал для нее главным учителем и вдохновителем, узнала в 2019 году. Девушка тогда жила в Ярославле, училась в театральном институте.  

— Владимир был гостем одной программы, я увидела ее в интернете. Он пришел с куклой, конечно. — вспоминает Мария. — В момент, когда он снял ее со своего запястья, ко мне пришло четкое осознание: я вижу человека, которому под силу оживлять неживое. И сердце стало стучать: «Надо ехать в Томск, надо ехать в Томск». 

Разум протестовал: доучись в театральном, всего полтора года осталось! Но Маша послушала сердце, вместе с другом Мишей добралась до Томска и познакомилась с будущим учителем. В созданном им царстве кукол, театре «2+ку», он долгое время был единственным человеком-актером. Все делал сам: буквально своими руками строил театр, резал кукол из дерева, придумывал механику, гнул и паял проволоку, программировал звук и свет. И все слушалось его, все получалось. Позже в театре с Владимиром стала работать его ученица. 

— Он, чтобы вырезать кукольную голову, ходил в лес, находил дерево, отжившее свою жизнь. — говорит актриса. — Не рубил деревья принципиально. Приносил, высушивал, вырезал, выстругивал, сгибал, паял... Театрального образования Захаров не получил, зато вместо «корочки» имел личное глубокое понимание театра. Ездил на фестивали за границу, много читал, общался с режиссерами, изобрел свою куклу, свой жанр, без поддержки государства создал некоммерческий театр. Учеников брал, как правило, сразу определяя, выйдет ли из человека толк, и тут же отметая лишних. 

Проведя несколько дней в театре, Маша набралась смелости и попросилась к Захарову в ученики. Владимир принял и её, и Машиного друга, но через полторы недели мастера не стало: он погиб в пожаре в собственной мастерской. Театр и куклы уцелели.

Уже после смерти мастера Маша и Миша приехали в Томск и сделали Енота. Его голова вырезана актрисой из кедра, руки из бука. Маша шутит, что ручки куклы сделаны из ее рук — столько раз она резалась, изготавливая миниатюрные пальчики из плотной буковой древесины. К Машиному запястью Енота плотно прикрепляет каркас из проволоки, надетый на специальный рукав. А система сложных проволочных петель и курков приводит куклу в движение.  

За три дня Маша и Енот показали в Челябинске 11 спектаклей. Малышам прочли сказочную историю. Для взрослых сыграли спектакль-путешествие по внешнему и внутреннему миру «Автостоп». Постановку отличает минимализм в плане реквизита, но отнюдь не смысла. Этот спектакль мастер Захаров писал специально для своих учеников: многие из них приезжали к нему именно автостопом. Сюжет прост: герои спектакля решают «уехать туда, где их никто не знает, чтобы начать все заново» — в какой-то момент такие мысли приходили большинству из нас. Машу и Енота подвозят разные водители со своим видением мира. Каждый по чуть-чуть меняет героев. В незамысловатых на первых взгляд диалогах раскрываются важные вещи: куда и зачем мы спешим, почему у людей нет времени поговорить и узнать друг друга, что из кажущегося важным действительно необходимо и на самом ли деле счастье, за которым мы гонимся, находится за тысячи километров. 

Кукле на запястье вполне под силу переиграть актера. Поворот головы, чуть прикрытые глаза, легкий взмах руки с движением маленьких пальчиков — и с первых же минут Енот воспринимается как самостоятельное живое существо. Кажется, он без искусственности и притворства ходит, дышит, проговаривает каждое слово. 

— Кукла на запястье имеет мелкую пластику за счет движений кисти актера. — объясняет Маша Михалева. — У марионетки есть ограничение из-за нитей, ее движения чаще всего медленные, задумчивые. Петрушечная кукла быстрая. В обоих случаях по специфике движений мы понимаем: перед нами нечто неживое. А кукла на запястье живет как человечек. В этом и уникальность «захаровской» системы. Кстати, для государственного театра такая кукла мало интересна, поскольку изготовлена и подогнана под руку, длину пальцев конкретного актера. А актеры в гостеатрах меняются. Театров, которые работают с куклой на запястье, немного, но такие примеры есть: в Рязани, Алма-Ате.

Актерский дуэт Енота и Маши объехал всю Россию. Не были, пожалуй, только в Якутии, где Маше очень хотелось бы побывать. Еще девушка мечтает попасть на «Желтую мельницу» легендарного мима, сказочника и клоуна Славы Полунина. Но пока эта задумка остается мечтой — творческая лаборатория Полунина находится в получасе езды от Парижа, а сделать визу во Францию сейчас практически нереально.  

— Я постоянно нигде не зарегистрирована, поэтому по законодательству Российской Федерации должна передвигаться, не могу задерживаться на одном месте долгое время. — говорит актриса. — Я влюбилась в театр, посмотрев фильм «Воображариум Доктора Парнаса». В принципе всегда представляла, что театр — кочевая история, поэтому мечтаю о собственном передвижном бродячем театре-повозке, как у главного героя этого кино. Сейчас мы с Енотом сотрудничаем с художественным проектом «Картония», который, в том числе, участвует со своими проектами в фестивалях уличного формата. Придумали пару уличных перфомансов. В одном Енот выступает в роли министра. В любом городе ставим стол, два стула, и начинаем прием: люди могут подходить к Еноту, задавать любые важные вопросы. Каждый уходит с достойным ответом, который, правда, рождает массу других вопросов. Во втором уличном спектакле Енот заболевает звездной болезнью. В этот сюжет всегда очень хорошо включаются дети, в итоге мы общими усилиями излечиваем Енота от «звездянки». 

Побывать в томском театре «2+ку», артистами которого являются Маша и Енот, уже мечтают актрисы нашего театра кукол Елизавета Борок и Елена Блажеева. Без своего создателя «2+ку» живет уже 4 года, по-прежнему не имеет бюджетного финансирования и существует за счет благотворительных взносов зрителей, — причем размер платы за спектакль гости определяют сами. Сейчас команда «2+ку» собирает средства на реконструкцию фундамента театра и отведение от него грунтовых вод. При желании помочь томскому театру сделать это можно здесь.

Фото Надежды Тютиковой 
Фото Владимира Захарова: https://vk.com/id28896033

Похожие новости:

Читайте также: