Староверческий храм на улице Волгоградская достроили только в прошлом году: собирали деньги, как положено, всем миром, долго оформляли необходимые документы и, наконец, летом 2017-го года открыли. Крепкое здание из пеноблоков пришло на смену старинной избушке, в которой местные старообрядцы поморского согласа молились с 1940-х годов.
Старый молельный дом челябинских поморцев
За 70 лет дом, ранее принадлежавший одной из прихожанок Агафье Романовне Клюкиной, пришел в негодность: отсырел, стены покосились, в какой-то момент возникла опасность, что сырость уничтожит старинные иконы и книги. Однако произошло чудо: деньги нашлись, новый храм построили и теперь туда ходят десятки прихожан. И если весь прошлый год службы проходили без иконостаса, то теперь верующие могут молиться и совершать некоторые принятые у староверов таинства (крещение, покаяние, брак) в храме с иконостасом.
— Часть образов из этого иконостаса нам досталась в наследство от старообрядческого храма, который до революции стоял в районе современной городской больницы №1, а часть привезли люди, приехавшие в Челябинск во время индустриализации, — рассказал "Хорошим новостям" прихожанин старообрядческого храма Сергей Гдаль, занимавшийся установкой иконостаса. — К сожалению для полноценного иконостаса немного не хватило икон.
Несмотря на ряд бытовых трудностей, — например, в храме нет отопления,— старообрядцы проводят богослужения суточного круга по всем правилам, не упуская псалмов и молитв, которые порой упускаются в храмах "господствующей церкви", как староверы называют официальную РПЦ МП. Иногда утреня в молельном доме на Волгоградской может длиться по пять и более часов, причем люди делают множество земных поклонов.
Напомним, что сегодня в Челябинске проживает около 400 приверженцев старого обряда — староверов поморского согласа. Они появились на Южном Урале еще в XVIII веке. По данным историков, казаки-старообрядцы проживали в Челябинске и округе с первых дней существования города и внесли существенный вклад в его развитие. Взять, хотя бы, знаковые для Урала фамилии владельцев заводов: Демидовых, Кокореных, Лугининых, историки связывают их со староверами. Может быть, благодаря покровительству богатых промышленников, к началу XX века у поморской общины имелось несколько храмов в черте города: один находился примерно в районе перекрестка современных улиц Кирова и Калинина, а один — у городской больницы, был еще молельный дом на современной улице Коммуны. Всего численность приверженцев старого обряда в те годы составляла около 2000 человек.
Справка. Старообрядчество появилось в XVII веке, когда некоторые православные христиане во главе с протопопом Аввакумом не приняли церковных реформ патриарха Никона, сохранив в неизменности обряд и традиции. Официальная церковь гнала старообрядцев, и они нередко готовы были броситься в костер, чем перейти под юрисдикцию канонической церкви. Старообрядцы используют крестное знамение двумя перстами, у них принято двукратное возглашение "Аллилуйя", у православных – трехкратное, староверы делают земные поклоны, а не поясные, староверы признают только восьмиконечный крест, православные – восьми- шести- и четырехконечный. Помимо этого, есть еще целый ряд отличий, которые считаются принципиальными приверженцами старого обряда.