Недавно в столице Южного Урала с оглушительным успехом прогремел первый в истории российской музыки фестиваль джазового юмора. Главным организатором стал народный артист России, легендарный саксофонист Игорь Михайлович Бутман. Вместе со своим биг-бэндом и целым калейдоскопом именитых джзменов он приехал в Челябинск и нашел время дать краткое интервью 'Хорошим новостям'.
Заранее мы приготовили для мэтра десять фраз, которые предложили ему продолжить. В беседе (к нашей великой радости) поучаствовал еще и Вадим Эйленкриг — знаменитый трубач, с 1999 года солист биг-бэнда Игоря Бутмана. Фразы, которые согласился продолжить он, мы публикуем с пометкой 'В.Э.'.
Первый фестиваль джазового юмора в Челябинске я бы хотел| не превращать в клоунаду. Часть выступлений была серьезной, а часть смешной. Я говорил об этом с губернатором Челябинской области Борисом Дубровским, с его заместителями. Эти люди активно поддержали идею нового фестиваля, и я уверен, что фестивали джазового юмора на Южном Урале станут традиционным, большим и очень интересным проектом.
Первый музыкальный анекдот, который приходит мне в голову это| анекдот про Никколо. Звучит он так. Никколо, ну сыграй… Не хочу! Ну, Никколо, ну сыграй, пожалуйста! Нет, не буду. Никколо, ну прошу тебя — сыграй..! Нет, сказал же, не стану. Дорогие друзья, вы только что прослушали 'Каприз' Никколо Паганини.
Однажды я| пришел на джазовый концерт в один из Нью-Йоркских клубов, где выступала команда 'The Congregation' (также гости джазового фестиваля юмора в Челябинске — прим.ред.). И мне очень хотелось, чтобы один музыкант из моего бэнда с ними выступил, я подошел к Сэмми Миллеру (барабанщик, основатель коллектива — прим.ред.) и стал просить взять Олега. А ребята мне отвечают, мол, у нас программа, все дела, мы взять не можем никого. Я расстроился, обиделся на Сэмми Миллера, начался концерт и Олег сыграл один, сам, еще до 'The Congregation'. После его выступления я остался посмотреть на команду Сэмми — на тех, кто отказал мне. И когда те вышли на сцену, я понял, что ни Олег, ни кто бы то ни было не вписался бы в их программу — юморную, веселую, с песнями и удивительной игрой. Так я узнал 'The Congregation' и теперь это мои большие друзья. С Сэмми мы не разлей вода.
Джаз — это единственный стиль музыки, где |(В.Э.)| где понятно, как музыкант мыслит. В одной джазовой композиции можно вставить какую-то цитату, остроумно пошутить. Инструмент в руках джазмена может всхлипнуть и рассмеяться. В джазе все 'здесь и сейчас', и очень часто даже во время серьезных концертов у нас возникают моменты, когда и мы, и зритель, можем улыбнуться. Это потому, что на сцене единомышленники.
На фото: Вадим Эйленкриг
В регионах продвигать джаз |(В.Э.)| проще. Первое, о чем спрашивают на пресс-конференциях в Москве — 'Чем вы нас будете удивлять'. На мой взгляд, это ужасный вопрос, потому что удивить мы можем разве что отвратительно сыграв. Музыкант не должен удивлять, он должен предоставить совершенный, перфектный продукт. В регионах люди более открыты, более искренни и более жадны до музыки.
Юмор должен| менять нашу жизнь к лучшему. Музыкальный юмор особенно. Поэтому мы и задумали фестиваль джазового юмора.
Моя любимая шутка, которую никогда не поймет человек без музыкального образования — это| шутка про субдоминанту. Спрашивают начинающего музыканта, мол, какая будет субдоминанта от 'фа'? Он отвечает — ну как же, 'фа' — это и есть субдоминанта. Люблю эту шутку.
Я считаю, что человек, который пришел слушать джаз|(В.Э.)| это человек образованный и жаждущий получить правильные эмоции. Человек с чувством юмора. Мой близкий друг-психиатр говорит, что чувство юмора — это абстрактное мышление. Когда человек способен одну ситуацию ассоциировать с кучей всего разного. Чем больше ассоциаций, тем лучше чувство юмора, и мое твердое убеждение, что самая большая цепочка музыкальных ассоциаций именно у джазменов.
Я думаю, что Челябинск| веселый город, где юмор ценят, а музыку любят. Джаз же исторически на юморе построен: люди после работы в полях, уставшие, находили в себе чувство юмора и шли танцевать, играть музыку, петь. А главный юморист Челябинска — это 'Уральский Диксиленд'. Столько лет существовать без чувства юмора невозможно.
В коллективе мы часто| шутим, конечно. От Вадима я недавно услышал, и мне это очень понравилось, мол, вы тут все пляшете под мою дудку. Он — знаменитый и очень талантливый трубач — так пошутил об участниках проекта 'Танцы со звездами', который ведет. И я вспомнил, что президент России, вручая премии деятелям культуры, упомянул меня и мою дудку. Так, что видите, разные совершенно люди пляшут под наши дудки.
Фото: Надежда Пелымская