Спецпроект

Спецпроект «Северная чернь»: как из кыштымского серебра делают шедевры на родине Деда Мороза

Прослушать статью
Спецпроект «Северная чернь»: как из кыштымского серебра делают шедевры на родине Деда Мороза

Городок Великий Устюг в Вологодской области многие знают, как место, где находится резиденция Деда Мороза и совсем немногие — в качестве центра старинного промысла чернения по серебру. Ремесло такое же сказочное, как и всё на родине главного волшебника страны. Это практически алхимия, которой в Устюге занимаются уже без малого триста лет. С 1930-х годов производство сосредоточено на заводе «Северная чернь». 

Фото: vladkonst.tourister.ru
Фото: vladkonst.tourister.ru

Примечательно, что и ювелирные украшения, и удивительная посуда с изысканными орнаментами, и строгие иконы святых, которые создают на предприятии, сделаны из южноуральского серебра 999 пробы. Его добывают на Кыштымском медиэлеткролитном заводе (входит в корпорацию РМК) из шлама, образовавшегося в результата производства медных катодов. В Устюг драгоценный металл отправляют в виде гранул и уже на месте переплавляют в слитки. Что с ними происходит дальше, своими глазами увидел корреспондент «Хороших новостей», который принял участие в уникальном пресс-туре «Путь кыштымского серебра». 

Грубо говоря, чернение — это создание рисунка на серебряном бокале, ложке, брошке, кулоне. Специальное вещество особым образом забивается в борозды гравировки, обжигается и шлифуется. Такой рисунок должен быть не только красивым, но и крепким. Например, не осыпаться даже при ударе молотом. Так в старину проверяли «качество» подобных изделий: клали, скажем, серебряную брошь с витиеватым узором на деревянную колоду, колотили по ней кувалдой, и если рисунок сыпался, значит технология фальшивая, а безделушка бракованная, если изображение сохранялось — товары можно брать смело. 

Чтобы убедиться в качестве серебряных изделий, произведенных на «Северной черни», не обязательно использовать дедовский метод — достаточно просто посмотреть на украшения или какие-нибудь очаровательные блюдца, чтобы понять насколько качественно они сделаны.

Сегодня завод выпускает сотни наименований товара: от ставшего «визитной карточкой» столового серебра до эксклюзивных изделий, которые дарят арабским принцам, послам, премьер-министрам и даже президентам. Так Владимиру Путину в 2008 году вручили потрясающую серебряную матрешку с волшебным узором. Ее масса составила 1819 граммов, а высота — 35 см. Кстати, львиная доля изделий завода имеет официальный статус объектов, обладающих эстетической ценностью. 

Путинская матрешка
Путинская матрешка

Прежде чем приобрести эстетическую ценность, пластина серебра попадает в специальный цех. Если речь идет о ложках и вилках, то их изготавливают традиционным методом штамповки, если говорить о бокалах и других объемных предметах, тут помогает методика ротационной вытяжки. То есть, при помощи станка драгоценный металл как бы натягивают на оправку, и получается полая заготовка необходимой формы. Позже все три части бокала: чашу, ножку и подставку ошкуривают, обезжиривают и соединяют серебряным припоем. 

Даже в «голом» виде, без рисунка, серебряная посуда выглядит превосходно, однако у нее еще все впереди. Настоящее волшебство начинается в цехе гравировки. Рисунок, заранее созданный художником, наносится на заготовку при помощи своего рода «переводки», после чего мастера начинают скрупулезно орудовать победитовыми резцами разного калибра. Позже в аккуратные борозды, оставленные на металле, будет забита та самая чернь, но о ней немного позднее. 

Поразительно, но все граверы — женщины. В их цеху обычно царит молчание: мастерицы редко переговариваются и параллельно работе слушают в наушниках «ролики» на «Ютубе» или аудиокниги. Интересная деталь — несмотря на многочасовую ручную работу, у большинства граверов отличный маникюр. Барышни смущаются, говорят, что лак защищает ногти от воздействия разных химикатов, с которыми им приходится взаимодействовать, и дело, мол, не в красоте. Однако, по их лицам видно, что дамы лукавят — дело в красоте, ведь когда твое изделие восхищает и становится подлинным произведением искусства, хочется, чтобы и руки соответствовали высокому уровню.

По словам сотрудниц цеха, мужчины у них не задерживаются, возможно, не выдерживают внимательной, сосредоточенной работы, или не ладят с коллективом. Поди, посиди 8 часов подряд, склонившись над одной-единственной серебряной вазой. Не все на такое способны. Зато девушки, если уж приходят в цех, то нередко остаются там на всю жизнь. У большинства сотрудниц — всего одна запись в трудовой книжке: завод «Северная чернь». Работают по 30 и 40 лет, до пенсии. Стимул — возможность отточить мастерство и перейти на уровень выше с совсем с другими задачами и зарплатой. 

Всего у них шесть разрядов. Вначале человеку дают гравировать ложки, вилки ножи — не объемные изделия, — а когда он поднатореет, то будет иметь все шансы получить разряд выше и колдовать уже над более сложными заготовками. Самый высокий, почти недосягаемый, разряд — шестой. На заводе есть всего несколько специалистов, имеющих такой уровень, все они трудятся в особом экспериментальном цеху и обычно корпят над эксклюзивными вещами, вот, над той же путинской матрешкой, к примеру. 

Из хрупких женских рук будущие «объекты, обладающие эстетической ценностью» отправляются в царство огня — в место, где готовится и наносится та самая «северная чернь» — смесь из серебра, меди, серы и цинка.

Та самая
Та самая "чернь"

Ее состав не является тайной, а вот в какой пропорции смешиваются компоненты знает лишь пара человек на заводе. Конечно, рецепт запатентован, но даже если патент попадет в руки кому-то кроме носителей традиции, получивших ее из уст старых ремесленников, не факт, что у них получится совершить магию «чернения по серебру». Ведь кроме пропорций следует знать еще множество самых разных параметров: от цвета пламени, когда нужно начинать обжиг, до ряда других немаловажных деталей. Принципиальное значение имеет все, в том числе и настроение мастера. В былые времена, прежде чем приступить к изготовлению черни, люди держали строгий пост. Иначе могло выйти худо. 

Когда огонь надежно впаяет чернь в рисунок, изделие отправляется на многоуровневую полировку. Это отдельный цех и целая бригада работниц, они методично, при помощи различных тряпочек и шкурок, натирают серебряные вещицы до яркого блеска. Только, когда в них начнут отражаться веселые глаза сотрудниц, работу можно будет считать завершенной. 

Надо отметить, что в Великом Устюге кыштымское серебро, преображенное на заводе «Северная чернь», продается в двух фирменных магазинах. Один находится при заводе, один — понятное дело — в вотчине Деда Мороза и, пожалуй, это не просто маркетинговый ход, ведь если подобное тянется к подобному, то неудивительно, что волшебное будет тянуться к волшебному. 

Резиденция Деда Мороза
Резиденция Деда Мороза

Читайте также: Спецпроект «Медь» — как на Урале получают самый нужный металл? 

Похожие новости:

Читайте также: