Истории

Работаю у нас в театре с 1955-го года: костюмы челябинского оперного театра создает художник, которой 85 лет

Прослушать статью
Работаю у нас в театре с 1955-го года: костюмы челябинского оперного театра создает художник, которой 85 лет

Спектакли Челябинского театра оперы и балета имени Глинки отличается не только сильной режиссурой и прекрасной подготовкой артистов, но и великолепными костюмами, расшитыми золотом и кружевом, лентами и камнями, с пышной отделкой из бархата и парчи. Каждый — фактически произведение «от кутюр», ручная работа художника по росписи тканей, заслуженного работника культуры России Риммы Кирилловой.

В Театре оперы и балета Римма Николаевна работает с 1955 года. При ней сменилось 13 директоров, за 60 лет работы художником-декоратором она оформила тысячи костюмов к более чем 220 оперных, балетных и детских спектаклей, оперетт. «Хорошие новости» побывали в гостях у уникального специалиста.

Еще будучи школьницей, Римма Кириллова поняла, что хочет работать только в театре — причем, не драматическом, а в оперном, «чтобы была музыка». 

— Моя сестра трудилась учительницей музыки в общеобразовательной школе. — говорит Римма Николаевна. — Когда она готовилась к урокам, я часто и с удовольствием слушала оперы. Став постарше, полюбила ходить с ней в филармонию, на симфонические концерты. А на работу в театр пришла устраиваться, когда мне не было и восемнадцати. Даже паспорт к тому времени еще не получила. В кадрах говорят — как же мы вас оформим без документов? Получите паспорт — приходите. А я им: так вы наберете всех, пока я приду! Нет, смеются, — оставим вам место. Так я и попала в театр.

Работать девушка начала в должности рассыльной директора театра — сейчас это назвали бы курьером. Позже Римму Николаевну пригласили занять место секретаря, но она понимала, что такая работа ей не интересна. 

— Мне всегда нравился бутафорский цех. — продолжает художник-декоратор. — Директор пошел навстречу, я стала работать бутафором. Через пять лет доросла до должности завцеха. На самом деле люблю все, что связано с театром, поэтому на гастролях и обязанности администратора выполняла, и продавала билеты. На гастроли с труппой часто ездила, уезжали мы на два-три месяца, исколесили всю Россию. Мне повезло побывать в красивейших местах. Только на Байкале была трижды.

Уже работая в театре, Римма Кириллова начала учиться в изостудии завода ЧТЗ.  

— Там были прекрасные преподаватели. — рассказывает она. — Повезло учиться у Сильвестра Блажевича, там начинал свой путь Володя Авакян (Вардкес Авакян — скульптор, создавший памятники Игоря Курчатова и студента возле ЮУрГУ, Сергея Прокофьева и Михаила Глинки в центре города. Прим. ред). Я часто оставалась, смотрела как Авакян работает. В изостудии начала лепить, эти навыки очень пригодились для работы над спектаклями в бутафорском цехе. Там же работал и первый главный художник нашего театра Евгений Чемодуров. Он был мастером высочайшего уровня, уже в советское время его приглашали работать за границу. Он там бывал, возвращаясь, всегда говорил — эх, Римма, тебе бы посмотреть, как там работают!

В 1969 году Римма Николаевна возглавила цех росписи тканей. Ей удалось поработать и с иностранными художниками по костюмам, и с лучшими театральными художниками России: в разные годы они сотрудничали с нашим театром имени Глинки. И, по ее словам, этот опыт работы очень ценен — у каждого художника свой взгляд на костюм. Кто-то из них полностью доверяет декоратору, кто-то контролирует процесс — чаще этим «грешат» художники молодые. Эскизы постановщиков Римма Николаевна не всегда использовала «дословно», оставляя место творчеству. Но, даже когда под свою ответственность отходила от эскиза, ее расшитые бисером, жемчугом и стеклярусом, украшенные тесьмой и кружевом костюмы получали от художников исключительно похвалы и комплименты.

— Долгое время я работала одна. Было трудно, но справлялась. Днем работала, вечером шла на спектакль. Помню, папа даже сказал как-то — так возьми раскладушку и спи там. — вспоминает художница. — Была отличная труппа, очень дружный балет. Мы и сейчас продолжаем общаться. А Союз театральных деятелей раньше направлял специалистов на стажировки в лучшие театры страны, чтобы посмотреть, как работают их мастера. Мне повезло побывать в Большом и Мариинском театре, Театре Станиславского. А уже позже Союз театральных деятелей устраивал в Челябинске мои открытые уроки. Приезжали люди из разных театров страны, я показывала им эскизы костюмов, рассказывала, как воплощала их в жизнь. 

Сейчас в театре трое художников-декораторов, приходит работать талантливая молодежь. В среднем работа над костюмами к спектаклю длится не менее полугода. Прежде чем начать шить и украшать костюм, художники изучают, какие художественные решения для того или иного образа применялись в других театрах — от итальянской оперы до театров разных российских городов.

— В нашей работе все одновременно и сложно, и интересно. — говорит Римма Кириллова. — В советское время ни обилия тканей, ни материалов для работы не было, а сейчас доступно абсолютно все. Можно, например, сделать печать на ткани и будет имитация кольчуги. Это здорово экономит время. 

Декорирование сценического костюма — особое искусство. Одно дело, когда он лежит на рабочем столе декоратора, и совершенно другое — как смотрится в спектакле. Декор должен быть рельефным, крупным, не выглядеть со сцены пятном. Работая над мелкими деталями, нужно оценивать образ в целом, учитывая, как он будет выглядеть из зрительного зала. И, если что-то пошло не так, во время репетиционного периода у декораторов есть время довести костюм «до ума». 

Сейчас Римма Николаевна работает над костюмом Принца к премьере оперы «Турандот», запланированной на февраль. В спектакле много исторических костюмов — из-за обилия сложного декора с ними работать куда труднее, чем с современными.  

— Наш Принц выбегает буквально на минуту. Дело в том, что по либретто ему отрубают голову: он наклонится, голова должна будет покатиться. Сейчас бутафоры лепят голову, а нам нужно будет делать две шапки. Но выйти-то ему надо красиво — блеснуть, запомниться! 

— Зрители зачастую не знают, что в театре есть разделение на цеха, и над костюмом трудится целая команда швей, мастеров, портных. — говорит коллега Риммы Николаевны, декоратор Юлия. — Люди, не знакомые с этими тонкостями, хвалят костюмеров, а костюмер, по сути, специалист, который просто снимает и надевает готовый костюм. Визуальная составляющая очень важна, ведь люди идут не только слушать ту же оперу, но и смотреть. Как-то у нас был проект — «Аида» без костюмов. Классическая костюмированная «Аида» пользовалась несравненно бОльшим зрительским успехом.

Римма Николаевна и декоратор Юлия
Римма Николаевна и декоратор Юлия

Римма Кириллова, сторонник костюмированного театра, с ней согласна и считает, что театр — прежде всего традиции. По ее мнению, эксперименты, когда актеры выходят на сцену в обычных бытовых костюмах, — явление временное, которое вряд ли приживется. 

К юбилею театра Римма Николаевна подготовила выставку сценических костюмов, созданных ею по эскизам театральных художников разных лет. По словам декоратора, готовила она ее долго — многим костюмам, которые использовались в старых спектаклях, требовалась кропотливая реставрация. Галерея театрального костюма с ее работами открыта на третьем этаже фойе театра. Увидеть там можно настоящие шедевры: например, царский костюм из оперы «Жизнь за царя», который Римма Николаевна вдвоем с коллегой расшивала два месяца ежедневно по семь-восемь часов. 

— Директор у нас молодец. — говорит Римма Кириллова. — Я знаю, о чем говорю: на моей памяти сменилось 13 директоров! Кстати, это была его идея, сделать выставку. Для экспозиции он заказал специальные манекены. 

Недавно Римме Николаевне исполнилось 85 лет. В день рождения ее наградили благодарственным письмом губернатора Челябинской области за многолетний и добросовестный труд, заслуги в сфере культуры и искусства. Почетную награду именинница получила из рук основателя Фонда социальных, культурных и образовательных инициатив 2020 Ирины Текслер, которая приехала в театр, чтобы лично поздравить уникального художника-декоратора. Несмотря на свой возраст, Римма Николаевна работает каждый день, с утра и до вечера. «Надо любить свое дело, тогда всё сможешь», — объясняет она.  

Фото: Надежда Тютикова, архив Челябинского Театра оперы и балета имени Глинки.

Похожие новости:

Читайте также: