Истории

Семейная пара актеров оставила работу во МХАТе и открыла в Челябинске независимый театр

Прослушать статью
Семейная пара актеров оставила работу во МХАТе и открыла в Челябинске независимый театр

В конце января в центре Челябинска, на улице Пушкина, открылся новый театр — маленький, красивый и очень уютный. Он называется «АндерсАн» и его сразу хочется назвать театром-домом: атмосфера уюта и тепла волшебным образом возникает буквально с порога театра. Его основатели (они же — актеры, режиссеры, сценаристы и администраторы), супруги Екатерина Колмагорова и Сергей Михеев, перед спектаклем сами встречают каждого гостя у входа, предлагают кофе и чай.  

В театре царит домашняя атмосфера

— Когда мы с Катей мечтали, что у нас будет свой театр, хотели, чтобы люди приходили к нам, как ходят в гости к друзьям. — говорит Сергей Михеев. — Сомневаемся даже, нужно ли брать администратора. Дело в том, что в жизни у нас случались разные повороты, и этот театр — фактически наша сбывшаяся мечта. Поэтому с одинаковым удовольствием и на вопросы зрителей отвечаем, и спектакли играем, и нам нравится даже если люди просто приходят на чашку кофе — посидеть, подышать атмосферой театра.  

Катя родом из Красноярска, Сережа — из Челябинска. Ребята познакомились в 2005 году в Челябинском ТЮЗе, куда Катя приехала работать после окончания института. Потом вместе служили в Русском Драматическом театре в Уфе и во МХАТе под руководством Татьяны Дорониной. Татьяна Васильевна лично пригласила Екатерину на роль, которую когда-то играла сама. Иначе как чудом, семейная пара эту историю не называет. 

— Я, как любая артистка, мечтала играть в московском театре. — рассказывает Катя. — Однажды была в Москве и оставила во МХАТе свои фотографии, попросила передать руководству. Свои фото туда несли актеры со всей страны, поэтому я не питала надежд: отдала и уехала в Уфу — мы с Сережей тогда были ведущими актерами Русского Драматического театра в Башкортостане. И представляете: звонит завтруппой МХАТ и говорит — Доронина ищет актрису в спектакль «Варвары»! Эту роль она играла сама в БДТ Товстоногова, сейчас не может найти актрису. Узнав, что муж тоже актер, предложили приехать на просмотр вдвоем. Сережа сказал — поехали, даже если просмотр не пройдем, посмотрим на живую Доронину (смеется). В итоге мы два сезона проработали артистами МХАТ, сыграли много главных ролей. А после МХАТа ушли в работу как выездной театр и так работали примерно пять лет. 

Сергей и Екатерина и сейчас продолжают работу на выезде, но основные силы брошены на развитие собственного театра. В нем Сергей и Катя все сделали сами, без каких-либо грантов, субсидий или господдержки. Долго искали помещение — хотелось, чтобы это было вдохновляющее камерное пространство в центре города, доступное для зрителей.

Театр открыли на свои сбережения

— До нас здесь чего только не было. Это коммерческое помещение, мы его арендуем. Смотрели площадки по всему городу, а здесь сразу понравилась атмосфера. То, что было до ремонта и сейчас — небо и земля. Хозяин помещения после ремонта его буквально не узнал. 

Артистам приходится осваивать и новые «профессии» — в своем театре они сами себе не только режиссеры, но и сценаристы, монтировщики, бухгалтеры, художники по костюмам и реквизиторы. Костюмы по эскизам и меркам ребят шьет мастер пошивочного цеха Русского драматического театра в Уфе. Кукол для спектаклей заказывают у разных мастеров через интернет. Продажей билетов в «АндерсАне» занимается Катя.  

— Пока самый простой способ купить билет — напрямую позвонить или написать мне. — говорит Екатерина. — Иногда, бывает, и в два, и в три ночи звонят, но это ничего, я постоянно на связи. Билеты у нас электронные, каждому зрителю отправляю чек. В будущем планируем продавать билеты через какую-нибудь из платформ: и нам, и зрителям будет удобнее.

Сейчас в репертуаре театра 14 спектаклей — 13 детских получасовых и один полуторачасовой взрослый. Уже были аншлаги. Уютный маленький зал «АндерсАна» вмещает 18 взрослых зрителей или 25 детей — им ставят дополнительные маленькие стульчики. Формат театра позволяет прийти всей семьей или классом, кроме того, актеры готовы провести индивидуальный показ спектаклей.  

— Особенность такого камерного формата еще и в том, что зритель близко, его нельзя обмануть. Мы должны работать правдиво, честно, профессионально: малейшая фальшь будет видна моментально. — объясняют Катя и Сергей. — На большой сцене это возможно, профессиональный артист знает, как можно незаметно «схалтурить». В репертуарном театре есть цеха — пошивочный, световой. Тебе все принесли, погладили, настроили свет, ты вышел и отработал. Но на большой сцене актер — человек зависимый: в театре, к сожалению, не всегда приходится делать, что хочешь. Везде свои плюсы и минусы. На данном этапе жизни мы поняли, что полезнее и интереснее создавать что-то самим, иметь свободу выбора и прочтения материала. 

Сцена из спектакля "Маленький принц"

Кстати, детские спектакли в «АндерсАне» сделаны так, что смотреть их интересно и взрослым. К примеру, в «Алисе в стране чудес» Сергей, великолепно владеющий английским, использовал не только классический перевод, но и собственный авторский. «Маленький принц» тоже получился вневозрастным: в получасовом спектакле артистам удалось сохранить и передать все многочисленные глубокие смыслы повести Экзюпери, а также показать ее основные сюжетные точки.  

В репертуаре и другая классика мировой детской литературы — «Малыш и Карлсон», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Рождество в домике Петсона». После представлений артисты зовут всех зрителей фотографироваться, можно подержать в руках занятых в спектакле кукол — детям (да и взрослым тоже) это очень нравится. 

У театра уже есть свои фанаты

Екатерина и Сергей убеждены: театр через диалоги, мысли, внимание дает ребенку развитие и более полное, яркое восприятие мира.  

— В спектаклях ничего не говорится впрямую, но закладываются достаточно важные вещи. — говорит Сергей. — Нам очень часто пишут родители, рассказывают, что, услышав в «Маленьком принце» фразу «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — приведи в порядок свою планету», ребенок начинает заправлять кроватку, прибирать игрушки. Некоторые мамы в соцсетях писали, что ребенок стал ухаживать дома за цветком со словами — «а помнишь, там в спектакле было»? Или за домашним животным, потому что теперь знает, что он в ответе за тех, кого приручил. Значит, все не зря. Вот оно, практическое применение театра в жизни. Это счастье, что у нас в репертуаре есть «Маленький принц». Это глубокая притча с очень красивым текстом, просто поэзия. Его даже когда просто произносишь, он трогателен до мурашек.

Сейчас пара актеров работает над пополнением репертуара. Задуман спектакль о жизни и творчестве Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Катя приступила к работе над сценарием, изучает биографии, литературу, превращая ключевые точки жизни персонажей в интересный сценарий. Обязательно будут и новые сказки для детей. Возможно, репертуар театра пополнится какой-нибудь из сказок Андерсена — недаром имя великого датского сказочника обыграно в его названии. Второе же значение названия «АндерсАн» — напоминание, что все мы живем под одним солнцем. А главный символ нового челябинского театра — образ Синей Птицы, ставший символом мечты о счастье с тех пор, как в начале прошлого столетия Константин Станиславский поставил по одноименной пьесе Мориса Метерлинка замечательный спектакль. Екатерине и Сергею посчастливилось играть в нем на сцене МХАТа. Фойе «АндерсАна» украшает открытая золотая клетка, и это не случайно: она напоминает, что поймать Синюю Птицу невозможно. 

Синюю птицу нельзя словить
Синюю птицу нельзя словить

— Волшебство — наша тема! — смеется Катя. — Мы поняли, что чайка на занавесе Художественного театра — не та птица, какую мы искали. У нас так интересно складывалась жизнь, что мы много раз начинали с нуля. Но это не страшно: если ты профессионал, то прорастешь сквозь асфальт. Открытая клетка словно говорит: Синяя птица вспорхнула и улетела, но она сделала свое дело: мы открыли наш театр. 

"Андерсан" ждет гостей

Фото: Надежда Тютикова

Похожие новости:

Читайте также: