Истории

Девушка из Челябинской области запустила производство, на котором инвалиды делают мебель для Эрмитажа и Мариинки

Прослушать статью
Девушка из Челябинской области запустила производство, на котором инвалиды делают мебель для Эрмитажа и Мариинки

Алёна Дорина из Еманжелинска запустила производство мягкой мебели в Санкт-Петербурге. Она владелица фабрики «Астра», где сейчас работают 52 человека, трое из них — пенсионеры, еще 47 имеют инвалидность из-за ментальных или физических нарушений. Впрочем, на качестве мебели это не сказывается. С недавних пор предприятие поставляет банкетки и кресла в Эрмитаж и Мариинский театр.

Алёна родилась в Еманжелинске, в многодетной семье воспитательницы детского сада и милиционера. С детства занималась домашним хозяйством, была в активе класса и твердо решила, что, когда вырастет — станет социальным работником. Еще в школе Алена загорелась идеей в будущем создать предприятие, где могли бы работать люди с ограничениями по здоровью. Путь к цели был неблизким. После окончания Магнитогорского госуниверситета (Алена выучилась на социального работника) она открыла мебельный магазин. Получив опыт в бизнесе, решила исполнить мечту юности — открыла небольшую фабрику, выиграла первый грант — 784 тысячи рублей. Этих денег хватило, чтобы закупить оборудование и найти помещение.

На фабрике обязанности каждому сотруднику подбирают исходя из индивидуальной программы реабилитации (её прописывают медики), физического и умственного развития — чтобы человек был способен запомнить алгоритм, выполнить задачу, не навредить себе. Если в классическом производстве операцию выполняет один человек, на предприятии Алёны обязанности могут быть поделены. Поэтому все работают в команде, учатся понимать друг друга, принимать чужие особенности и помогать.

— У нас работают мальчишки — у них умственная задержка развития, я их не могу поставить ни на «пистолет», ни на работу с инструментами — даже замотать диван в пленку перед транспортировкой они не могут — не помнят, как и что нужно делать, память слишком короткая. Зато они выполняют физическую работу. А четыре месяца назад пришел молодой человек со второй группой инвалидности, приобретенной — ему как раз нельзя поднимать тяжести и так далее. Я думала, он будет помощником столяра, но теперь он занимается обивкой, а ребята уносят готовую мебель, — рассказывает Алёна Дорина.

К выходу на производство Алёна готовит сотрудников долго — до девяти месяцев. Для этого при предприятии она открыла мастерскую социальной занятости. Там будущие сотрудники привыкают друг к другу, учатся общаться, договариваться между собой. Многим это бывает тяжело по психологическим причинам, некоторым — по физическим. Например, начальник производства Андрей Толстиков поначалу был единственным слабослышащим в коллективе. Чтобы с ним взаимодействовать, всем приходилось писать текст. Теперь мужчина почти всё проговаривает гортанным голосом и его понимают.

Алена считает: главное, что нужно сделать для человека с приобретенной инвалидностью — это помочь поверить в то, что он всё ещё в силах управлять своей жизнью, жить без долгов (по коммуналке, кредитам) и быть полезным. Людям, которые всю сознательную жизнь прожили на попечении у государства, нужно помочь отказаться от иждевенческой модели поведения, начать работать, реализоваться. Тем более, что одной пенсии по инвалидности не хватит на полноценную жизнь. Алёна рассказывает, что взамен сотрудники учат её преодолевать трудности на своем примере.

— Мне очень дорога история Виталия, он работает у нас уже второй год, вырос в психоневрологическом доме-интернате, — говорит Алёна. — Ему было достаточно сложно адаптироваться, но в коллективе он обрел настоящую семью — не только друзей, но и образно «отца с матерью». Сейчас живет абсолютно самостоятельной жизнью, прекрасно готовит еду — приносит с собой обеды, соглашается, если нужно с чем-нибудь помочь, накопил на ноутбук, делает ремонт (когда Виталий выпустился из дома-интерната, получил жилье от государства — прим. ред.).

В Питер Алёна с мужем и сыном переехали в 2015 году, но семья до сих пор держит тесную связь с Южным Уралом: в Еманжелинске, Челябинске, Магнитогорске у них остались родственники и друзья. Алёна признаётся, что хотела бы запустить производство на родине — например, возродить еманжелинскую швейную фабрику, которая закрылась в 2011 году.

— В Челябинске есть только центр «Мой Бизнес», в Петербурге на базе такого центра есть еще Центр инноваций социальной сферы, социальному предпринимательству уделяется много внимания — помогают в сборе информации, анализе бизнес-идей. Мне очень хочется, чтобы так было и в Челябинске, — объясняет Алёна Дорина.

Отметим, идея Алёны, возможно, скоро запустится и на Южном Урале, даже если самой девушке не хватит на это сил. Мастерскую социальной занятости предприниматель хочет продвигать как социальную франшизу. Такой «бизнес» не надо покупать, но можно открыть по уже разработанной модели — уже будет понятно, как взаимодействовать с госорганами, внутри коллектива и т.д. Сейчас Алёна ведет переговоры с Агентством социальных инициатив.

Напомним, ранее «Хорошие новости» рассказывали о челябинском автосервисе, в котором работают только глухонемые и слабослышащие сотрудники.

Источник фото: МФ «Астра», Алёна Дорина ВК

Кстати, у нас есть телеграм-канал Челябинский Ингалятор — подписывайтесь, чтобы читать еще больше хороших новостей

Похожие новости:

Читайте также: