Импортозамещение в действии: 23 художника со всей России работали над комиксами по сказам Бажова
На Южно-Уральской книжной ярмарке представили уникальный графический роман по сказам Павла Бажова, созданный командой художников со всей России. «Хорошие новости» поговорили с идеологом проекта, заведующим домом-музеем Бажова Георгием Григорьевым и узнали какой диалог мог бы состояться между Бажовым и Ельциным, почему классика можно читать по-разному, и в чем сила «уральской особинки».
Идея романа «ПП (Бажов)» возникла четыре года назад. Ее автором стала режиссер екатеринбургского театра «Шарманка» Лариса Абашева. К воплощению идеи Лариса подключила художницу Машу Гриб и Георгия Григорьева, который взял на себя работу с текстами.
— Начали делать потихоньку, выиграли грант «Росмолодежи». — рассказывает Георгий. — Изначально планировали, что работать будет один художник. Но невозможно, чтобы человек в одиночку сел и придумал, как сделать Бажова модным и популярным. Поэтому решили привлечь целый коллектив иллюстраторов и дать каждому отрисовать по одному тексту. Удалось собрать команду из 23 художников со всей России. Просили не сдерживаться, максимально выражая авторскую подачу в красках и рисунках. И роману это пошло только на пользу. Применив разные стили, мы расширили его эстетический диапазон. Книга делалась три года на гранты, средства спонсоров — качественная печать, как и работа художников, стоит денег.
В 1946 году Бажов был экранизирован. Цветной полнометражный фильм был талантливо снят Александром Птушко, образы из кино стали графическим каноном, отлично сработав на популярность Бажова. В 1979 году юбилей уральского писателя широко отмечали в Москве. С тех пор Бажова иллюстрировали порядка 70 художников, и все плюс-минус одинаково. Нынешнее уникальное уральское издание разительно отличается от прежних работ. В графический роман вошли семь бажовских сказов, фанфики и биография писателя — всё в комиксах.
Преферанс на подзатыльники и бажовские скрепы
— Сказы брали не только самые популярные. — продолжает научный сотрудник. — Есть, конечно, и «Серебряное копытце», и «Каменный цветок», и «Великий полоз». Отрисовали и менее известные — например, «Богатырева рукавица». Это о Ленине, доисторических временах и происхождении Урала.
Кроме того, в книгу вошли анекдоты про Бажова и коротенькие фантазийные истории — например, как Павел Петрович смотрел «Звездные воины» или играл в преферанс на подзатыльники. Есть совершенно сюрреалистический сюжет, якобы у уральца Бажова, убежденного прозаика, есть антипод, злобный брат-близнец, который живет в Петербурге и пишет стихи. И даже поучительный комикс о знакомстве писателя с маленьким Борьшей Ельциным: «Ты, Борьша, смекай как жить-то. Но мальчонка своё смекнул: понравилась ему штука с царями во дворце пошалыганить. Потом, сказывают, эту охотку свою стешил всему миру на диво. И на поученье — тож».
Даже будучи уже фактически живой легендой и угодив, в связи с народной любовью, в Совет депутатов СССР, Бажов не выносил подобострастия и официоза. Поэтому в музее Бажова уверены: классик был бы совершенно не против подобного «неформального» подхода.
— Мы берём скрепы бажововедения и пытаемся их пощекотать. — поясняет Георгий Григорьев. — С одной стороны кажется, что музей докатился и покушается на эту фигуру. Но лучше этим займемся мы, научные сотрудники, и сделаем это интеллигентно. Думаю, Бажов бы одобрил нашу идею, она полемична, заставляет посмотреть на него и его творчество другими глазами, понять, что оно интересно и шести- и шестидесятилетнему. Логично, что Бажовым будут заниматься на Урале, а где еще? И нам повезло, что здесь остался весь его архив. Хотим заняться дневниками писателя, которые практически не опубликованы.
Не детский писатель
Интересна бажовская подача истории Урала — сказ «Чугунная бабушка» о мастерах каслинского литья, или «Иванко Крылатко» о рождении образа крылатого коня, который украшает герб Златоуста. Но главный феномен писателя — специально изобретенный язык сказов: огромная художественная, исследовательская, литературная работа. Причем сказовый говорок кажется абсолютно народным, как и сочиненные литератором сюжеты.
— Бажова всегда интересовали люди и межчеловеческие отношения. Он это умел описывать широкими мазками, ловко, емко. — рассказывает Георгий. — Взять ту же Хозяйку Медной горы: уникальный персонаж, среди мифических существ мира даже сравнить не с кем. Появляясь в десяти сказах, со всеми героями она ведет себя абсолютно по-разному. Для кого-то Хозяйка — безответная страсть, как для мастера Степана, с кем-то она добра, с кем-то драматична или жестока.
Принято считать, что герои сказок Бажова — Медной горы Хозяйка, Великий Полоз, бабка Синюшка, Серебряное копытце — олицетворение сил природы. У Георгия Григорьева своя версия. Он считает их метафорой человеческих страстей: жадности, желания добыть золото и камни любой ценой, одержимости ремесленным мастерством на грани разумного.
— Почему не получился тот самый каменный цветок? Потому что мастер ушел в умствования, сделал эгоистичный выбор не в пользу людей, зациклился на бесконечном шлифовании мастерства. Сказы, в первую очередь, про общество, и Бажов показывает, что такие люди коллективу не нужны. Хэппи-эндов у него, кстати, тоже чаще всего нет.
Зато Бажов «работает» на любовь к Уралу, он его идеолог. Вспомните, как Танюшка, героиня «Малахитовой шкатулки», приезжает в Петербург и наводит там шороху. И сопоставьте с гоголевской историей, где кузнец Вакула попадает к императрице Екатерине II. Как он себя ведет? Ползает на коленях, просит черевички. А Танюшка в дворцовых палатах заявляет: «Это я царицу смотреть пришла». Это к вопросу об уральском характере. Сам Бажов говорил: «Товарищи, Урал — не удельное княжество, уральцы — не какой-то особенный народ». Но уральский характер обладает определенным внутренним стержнем, и Бажов это отлично показал. Наверное, он назвал бы это уральской особинкой. А вот мы Павла Петровича так и не разгадали. Дай бог, у нас будут преемники, которые продолжат заниматься этим и «раскусят» Бажова.
Графический роман «ПП» можно найти во всех крупных книжных сетях и на маркетплейсах.
Фото: Надежда Тютикова