Светлана Коваль улыбается и признается, что давно уже не делала себе маникюр. Смысла мало, лак сходит за пару дней, так как её руки то в клейстере, то в краске, то в масле. Не удивительно: женщина уже 11 лет работает художником-бутафором в цехе челябинского "Молодёжного театра". Вместе с ней трудятся ещё с три бутафора — Виктор Гаврилов, Катерина Суханова и Александра Воронова. Их работа заключается в изготовление элементов декораций и другого театрального реквизита. Именно бутафоры делают шляпы, маски, доспехи, вазы, украшения, игрушки, рога, деревянную посуду, различные волшебные предметы, да практически все, что касается декора сцены. Корреспондент "Хороших новостей" заглянул в гости в бутафорский цех и узнал, как художники создают магию театральных деталей практически из ничего.
В августе сотрудники театра активно готовятся к новому сезону. Вот и бутафоры, когда корреспондент зашел в мастерскую, корпели над масками для будущего спектакля. Маски изготавливают в технике папье-маше. Сначала ваяют из пластилина рельеф, потом отливают его в гипсе, а потом облепляют готовую форму газетой и бумагой, слой за слоем. К спектаклю «Геракл», премьера которого пройдет осенью этого года, бутафорам предстоит изготовить 29 масок. Говорят, последняя будет метр высотой.
Бутафоры – это исполнители. Художники разрабатывают эскизы, приносят их и объясняют, из какого материала и какого размера нужно сделать изделие. И мы делаем. Порой получившийся предмет художнику не нравится. Говорит: "Я его представлял не так", и приходится переделывать, — рассказывает Светлана корреспонденту "Хороших новостей".
Эскизы предстоящих работ висят на шкафу. Сейчас в планах доделать первобытную маску с рогами и заняться изготовлением куска сырого мяса. "Мясо мы думаем сделать из латекса. Проще было бы сшить из текстиля, но режиссер хочет, чтобы мясо было эластичным," — объясняют бутафоры.
Необходимые материалы для мастеров заказывает специальная служба театра. Но бывают ситуации, когда что-то приходится искать самостоятельно.
Как-то раз мы делали гигантские подсолнухи для сцены. И серединку вязали в стиле бабушкиных половичков, только использовали желтые и черные тряпичные нити. Пока вязали, у нас закончилась черная нить… мы оббегали весь театр – искали, кто нам может подарить черную одежду. В конце концов пришли девочки и пожертвовали свои старые черные футболки, — вспоминает Светлана.
Перед премьерой у бутафоров аврал – часть реквизита требуются отдать актерам заранее, чтобы те успели с ними порепетировать. Параллельно что-то нужно переделывать, перекрасить, чему-то быстро научиться. Например, к спектаклю "Душа подушки" бутафоры за считанные минуты осваивали технику вязания костюмов руками без спиц – нашли нужный ролик с мастер-классом на YouTube, посмотрели его несколько раз и за работу.
Это сейчас мы сидим на своих местах, а иногда приходится и ползать на карачках. Раскрашивать на полу фанеры фломастером. Или как-то раз нам поставили задачу — сделать имитацию стеллажей с большими старинными книгами. То есть на стеллажах должно было быть около 300 корешков книг. А где мы такие книги возьмем? Мы собрали весь картон, который нашли. Поставили посреди мастерской ванну, мочили в ванне картон, а потом клали картон под фигурный пресс-станок, который под прессом придавал им рельеф корешка, — рассказывает Светлана.
Тут в мастерскую зашел мужчина с проседью в бороде. Виктор Гаврилов – он единственный мужчина-бутафор в мастерской и работает здесь уже более 30 лет. Виктор отвечает за всю мужскую работу в цеху – делает элементы из металла, дерева, работает со станками.
Иногда дамы просто подают мне инструменты, и хорошо с этим справляются. Шучу, конечно – они не мои помощницы, каждая – самостоятельный и готовый мастер, — смеется Виктор и вновь убегает куда-то в лабиринты театра. «В столярную», — поясняют девушки.
Когда бутафория на спектакли «сданы», в мастерской наступает затишье. В первые два дня команда проводит капитальную уборку – собирает накопившиеся обрезки, моет столы, раскладывает инструменты по местам. Иногда в это время бутафорам приносят реквизит на ремонт. На памяти мастеров, самым многострадальным изделием остается оловянный солдатик для одноименного спектакля.
По сюжету спектакля герой должен выбросить нашего оловянного солдатика за кулисы. И человек за кулисами не всегда успевает его поймать… поэтому солдатика мы периодически чинили. То у него голова отвалится, то рука, — рассказывает Светлана.
Вместе с бутафорами в мастерской живут аквариумные рыбки и две черепахи – Кеша и Петя. Их принесли сотрудники театра. Говорят, раньше в мастерской держали много животных – кролика, морскую свинку и даже канареек.
Канареек использовали в одном из спектаклей. Певчую птичку брали с собой, уносили на сцену, а потом обратно приносили. Сейчас этот спектакль уже не показывают, а канареек, точнее, их внуков (это было много лет назад, они плодились) забрали, — рассказывает Светлана.
В свободное время бутафоры любят смотреть видеоуроки и мастер-классы по рукоделию. Включают все подряд – МК по работе с эпоксидной смолой, по бисероплетению, созданию париков, по всему. Зачем? Ответ простой: никогда не знаешь, какой эскиз изделия для будущего спектакля принесет тебе художник завтра.